fynf_07 (fynf_07) wrote in drugoe_kino,
fynf_07
fynf_07
drugoe_kino

Categories:

Многообразие и равенство в американском масскульте

С месяц назад я наткнулась в фб  на статью, в которой подробно рассматривается феномен diversity (многообразия - расового, гендерного) в американских университетах. В связи со скандалом из-за грядущего Оскара добровольно-принудительный характер diversity стал взывать особый интерес. А мне как раз вспомнились показательные примеры из масскульта - а именно, из сериалов.

Итак,
сериал "Как избежать наказания за убийство" - пример навязчивого diversity (или как делать не надо - имхо).


Собственно, по картинке уже все должно стать ясно. Здесь diversity светится на каждом углу, в нее активно тычут носом, хочешь ты этого или нет.
К счастью, с феминизмом здесь мучиться не пришлось: главная героиня главная во всем, так что создатели смогли спокойно выдохнуть хотя бы с этим проблемным вопросом. Зато развернулись в остальном.
Поехали. Белый паренек по центру - гомосексуалист (галочка), который зачастую выясняет важные детали дела, переспав с кем-нибудь - будь это женщина, возопили бы феминистки, а так и многочисленные гомосексуальные сцены обеспечили (реально многочисленные, создатели свято блюдут принцип 1:1, демонстрируя гетеро и гомо секс - галочка), и не дискриминировали девиц. Впрочем, потом он остепенится, проникнувшись глубокими чувствами к терпеливому и чуткому Оливеру.

Да, Оливер - юноша явно азиатского происхождения, так что "гомосексуальная любовь" (чтоб случайно не обидеть геев, сузив тему до беспорядочных связей) - галочка и "расовое многообразие" - галочка.
Большую межрасовую любовь-дружбу также поддерживают союз главной героини с белым мужем (галочка). Впрочем, муж - изменщик, обманщик, убийца. Так что куда надежнее оказывается любовник - "черный рыцарь" (он действительно безнадежно рыцарь по отношению и к ГГ, и даже по отношению к своей жене - умирающей и благословившей его на связь с другой).

И еще важный для сюжета межрасовый союз. Тут, впрочем, цвет кожи участников не имеет значения, признаю. Важнее взаимоотношения юноши-подопечного с его начальницей по типу ребенок-родитель. Оно неплохо подано, как по мне, естественно вытекает из бэкграунда персонажей, так что галочки ставить не надо. И да, тут цвет кожи как "мы с тобой одной крови" важен. Ни с кем другим из своих студентов ГГ бы себя так не вела.

Были еще скоротечные межрасовые романчики, но вот они опять же для галочки.
Однако если на протяжении первого сезона галочки присутствовали, бросаясь в глаза, но при этом сохранялся закрученный сюжет и интересная (поначалу) композиция, то эта преувеличенная страсть к diversity прощалась. Во втором сезоне diversity локтями распихала все остальное и взобралась на первое место. Все, теперь другие темы вяленько пляшут вокруг нее. В первой же серии появляется героиня Фамке Янсенн - университетская подруга нашей ГГ. И оказывается, - тадамс! - что они были не просто подругами. И муж нашей ГГ увел ее от Фамке, на что последняя крайне зла.
Правильно, нельзя же все делить на гомо и гетеро, а вдруг обидятся би?

Ну и надо же углубить/расширить расовую тему. В число центральных персонажей вписывают брата и сестру - когда-то усыновленных сирот, подозреваемых сейчас в убийстве приемных родителей. Стоит ли уточнять, как часто муссируется тема того, что обвинение против них построено на расовом предубеждении?

Сюжет в процессе изображения всех этих страстей теряется, подменяется расуждениями о многообразии. И тут уже начинаешь придираться ко всему сериалу, осознавая нарочитость, навязчивость и алчность diversity, из-за которых от перспективного сериала ничего не остается.

А теперь другой пример - "Ходячие мертвецы". Да, совсем другой сериал, который по всем параметрам на уровень выше, да, с другого телеканала - на уровень выше (AMC подарил еще "Безумцев" и "Во все тяжкие").


Здесь тоже есть многообразие - только как equality. И что самое главное, что самое ценное - нет навязчивости, зрителю выносятся на суд проблемные вопросы, а ответ уж он ищет сам. Ну и, безусловно, эти вопросы только наклевываются, не мешая вопросу главному (где грань между человечностью и дикостью), который сам по себе снимает все границы в рамках человеского вида.

Феминизм
Как со всем остальным, здесь придется покопаться, чтобы найти эту тему. Проявилась она здесь как проблемная, кажется, только раз, в столкновении Лори и Андреа: надо учиться стрелять и защищаться или надо заниматься домашними хлопотами (которых тоже много) и дать мужчинам делать их дело. Этот диалог возникает как столкновение двух точек зрения, в равной степени имеющих право на существование. С одной стороны, мировой апокалипсис и необходимость быть полноценным солдатом. С другой, готовить, стирать и прочее в условиях отсутствия цивилизации в разы сложнее, умелые руки нужны. Готового ответа, кто прав, мы не получаем - думайте сами. В дальнейшем большинство героинь (даже самые принцессообразные) смогут себя защитить - только суть не в том, что они станут равными мужчинам, а в том, что в этих условиях все в равной степени дичают, выучиваясь звериному выживанию.
В каком-то смысле победу феминизма можно углядеть в Кэрол, бывшей жертве домашнего насилия: потеряв ненавистного мужа, а потом и любимую дочь, она становится одной из самых сильных и смелых героинь сериала. Другое дело, что как раз в начале в Кэрол женственности нет и в помине (арестантка своего мужа?), а уже вместе с характером она научится ее имитировать при необходимости. Но это же не про гендер, а про характер.



Расизм
Ну ок, в первой серии, кроме главного героя - белого Рика, сразу же демонстрируют его помощников.

А еще знаете что? Я только сейчас осознала, что в первой серии показали разные расы. Знаете почему? Потому что в первой серии diversity волнует тебя в последнюю очередь. Хотя здесь она нужна и уместна: показать, насколько всеохватна катастрофа, изобразить в кучке выживших Ноев ковчег, если угодно.
Зачем нужен Гленн? Чтобы показать корейца и ткнуть нас в это носом (смотрите, у нас представлены азиаты!)? Или потому что это крутой продуманный персонаж, заслуженно ставший одним из центральных, за судьбу которого все переживали совсем не так давно.Зачем нужен Морган - потому что афро? Или потому что его история страшного выбора (или не-выбора) сразу же показывает, с каким выбором придется сталкиваться героям на протяжении всего действия?
Если все-таки заняться подсчетами, то персонажи афроамериканского происхождения появляются регулярно, пополняя собой неизменно реющий состав выживших. Не скажу, что Саша и Тайриз мне очень нравятся (все персонажи не могут нравиться), но это опять же герои - с бэкграундом, характером, слабостями, страхами. Не фигурки, которые нужны для галочки "черные - есть". Нам важно, что священник отказал в убежище своим прихожанам, а теперь учится с этим жить, цвет кожи меркнет.


Ну и нельзя обойти вниманием Мишон. Здесь цвет кожи принципиально важен: образ продуманный и немыслимый без африканского колорита. Она и Дэрил больше всего похожи на одичалых (пока что), их же роднит и владение оружием, и позиция одиночки.


А, ну и да. Латиноамериканцы тоже есть. Ага! объективация, подчеркнутая сексуальность!
Однако Розита, кажется, единственная, в образе которой это все присутствует. Ну и в таком виде она будет ходить не так долго, как-то в этом мире не до сексуальности.


Гомосексуализм
Встречается редко, но метко. Есть лесбиянки, есть геи. Мне не показалось, что лесбийская тема как-то важна для сюжета -  если только показать неприкаянность героини, которая и без того чувствует себя неуместной.

Зато геи пришлись в тему. Герои, которые взяли на себя роль искателей выживших, сделали это не от хорошей жизни, а от того же чувства инаковости чересчур идеальной плезантвиллеподобной Александрии, в которой словно и не видят изменений, произошедших в мире. Это и становится основой их дружбы (просто дружбы, да) и взаимопонимания с Дэрилом, который тоже не может вписаться в этот наивно старомодный мирок. Гомосексуализм здесь становится метафорой отчужденности (как раз в тему того как узкую тему сделать более универсальной без насилия над сюжетом и сведения персонажей до роли знака).

Навязчивое и насильное пропихивание квот по принципу гендера, цвета кожи и сексуальной ориентации - это как раз таки унижение. И лишнее обострение недовольства друг другом и противостояния. О важных темах нужно уметь говорить красиво и с достоинством.
Как-то так.
Upd. Ясное дело, что на такую тему не могло не набежать много обиженного люда. Но давайте все-таки не забывать, что здесь речь идет именно о худоджественной стороне дела, о том, что некоторые сценаристы/режиссеры в погоне за большей аудиторией вшивают эту тему белыми нитками, даже не пытаясь продумать персонажей (и получается ряд каких-то невнятных фигурок-клише в духе "тот молодой черный чувак", "ну вот этот, как его тот, ну гей который"). В "Как избежать", например, никто не подумает описывать того же Уэса как "молодой афроамериканец" - хотя бы потому что у него есть куча других более важных характеристик (та же кличка "Лист ожидания"). Гленна из "ХМ" не назовут "как его там, который кореец" - нет, потому что не это его определяет.
То есть, есть ряд героев, которые описываются одним-двумя словами - и да, это будет цвет кожи/гендер. И так неправильно, так быть не должно, потому что получается, что этот герой здесь нужен только как представитель определенного генедера/расы, как личность он никому - даже самим создателям - неинтересен. Считайте, что с этими персонажами обращаются так же, как с героями ужастика - как те нужны только как жертвы, так и этими размахивают вместо флага (смотрите, у нас все есть!).
Возьмем Гуса из "Breaking Bad": как вы его будете описывать, через другой цвет кожи? Очень сомневаюсь. Или капитана Флинта из "Черных парусов" - через сексуальные предпочтения? Нет, потому что на первый план выходит личность, сложный и продуманный образ, в который естественным образом вплетаются и остальные характеристики. Сун и Джин в "Лосте" определяются через сложности семейных взаимоотношений, пусть даже изначально они для нас просто корейцы ("Лост", кстати, вообще хорош в плане diversity, не хуже ХМ: и все есть, и все органично вписано). Просто подумайте, кого из персонажей как вы будете описывать - так и обнаруживается, где швы сделаны грубо и наспех.
Tags: поговорить
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments