desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

БЕРЛИНАЛЕ-БЛОГ: «МОРЕ В ОГНЕ»

БЕРЛИНАЛЕ-БЛОГ: «МОРЕ В ОГНЕ»

sea
Извечное противоречие профессии кинокритика: писать о фестивале как положено или как душа желает.

Как положено – значит фильм за фильмом, в точном соответствии с программой ежедневных просмотров. Найти какие-то слова для тунисского дебютанта Мухаммеда Бена Аттиа, который, будучи протеже братьев Дарденн, предсказуемо снял фильм в их социально-реалистическом стиле о молодом тунисце, обдумывающем житьё; или для многообещающего франкоканадца Дени Коте, который многообещающим быть перестал, разродившись невразумительной помесью мелодрамы и комедии с соответственным названием «Борис без Беатрис»; или для американца Джефа Николса, два часа промучившего зрителей столь же патетической, сколь и беспомощной фантастикой про мальчика со светящимися глазами Midnight Special.

А вот синефильская душа желает рассказать о «Море в огне», новом фильме итальянского документалиста Джанфранко Рози, отмеченного ранее «Золотым львом» Венеции за «Священную римскую кольцевую».
sea3
В фильме, снятом на острове Лампедуза неподалеку от Сицилии, два плана повествования. Первый – это жизнь островитян с ее рутиной – от рыбацкого промысла на море (а другого дохода тут и нет) до заказа сентиментальных песенок по местному радио, от визитов к доктору с жалобами на выдуманные болячки до приготовления кофе и поедания спагетти, от стрельбы из рогаток по кактусам до бессмысленного катания взад-вперед на мопеде по пустой улочке. Все эти сцены сделаны с любовью к героям, вниманием к деталям их социального положения и подробностям их характеров, с мягким юмором, вызывающим воспоминания о лучших годах неореализма. Собственно, «Море в огне» - одна из песен по радио, довольно резвый фокстрот. Заказана для моряков, а создана в память о событиях Второй мировой, когда островитяне боялись выходить в море ночью, чтобы не попасть в неприятности с военными кораблями, рыскавшими в ближних водах.

Впрочем, похоже, эти воды прокляты. И это другая история – о сотнях, тысячах несчастных, стремящихся к небольшому и небогатому острову как к последней надежде. Из Сирии, Нигерии, Нигера, Афганистана и других стран, растерзанных насилием и нищетой. Здесь оптика Рози становится совершенно иной, подчас безжалостной. Он не отводит взгляда ни от агонизирующих обезвоженных доходяг, ни от тел тех, кто так и не пережил плавания, навсегда оставшись в трюме. Рози всматривается в лица прибывших, наблюдает, как они играют в футбол или молятся, вслушивается в то, что они говорят или поют (потому что про некоторые вещи просто сказать невозможно). От этих лиц, этих движений пробирает дрожь. Настолько приближенные к залу, они становятся столь же важны, как и герои европейского сюжета. Да, это именно гуманистическое послание – при соблюдении убедительнейшей художественной формы.

Две взаимно противоречивые истории соединены режиссером в потрясающее художественное целое. Средиземноморье вновь пылает, и нужен был талант уровня Рози, чтобы показать этот пожар, не уступая ни журналистской актуальности, ни мелодраматическому опрощению.

***

Из околофестивальных новостей:

- Звезда комедии братьев Коэн «Да здравстует Цезарь!» Джордж Клуни с женой, известной правозащитницей Амаль, встретились с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, чтобы выразить полную поддержку ее политике в отношении беженцев. Чета Клуни также посетила берлинский центр для беженцев.

- Впечатленная успехом американской версии «Годзиллы», японская студия «Тохо», собственно и создавшая атомного суперящера, а также прекратившая его экранную жизнь более 10 лет назад, решила восстановить франшизу и обещает, что новый монстр будет больше и страшнее всех ранее виденных.

- Питер Гринуэй приступил к съемкам биографического фильма об авангардном румыно-французском скульпторе Константине Бранкузи. «Переход в Париж» - история пешего перехода Бранкузи из Румынии в Западную Европу.



- Российский документалист украинского происхождения Виталий Манский (родился во Львове) завершает монтаж нового фильма «Родные», в котором он снял своих родственников в Украине. Судя по отзывам критиков, видевших черновую версию картины, она может стать одной из наиболее успешных в его карьере.

Продолжение следует.

Дмитрий Десятерик, Берлин-Киев
Tags: Берлин, кинорецензия, кинофестиваль, неигровое кино
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments