desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

БЕРЛИНАЛЕ-БЛОГ: ВОПРОСЫ ВЕРЫ

БЕРЛИНАЛЕ-БЛОГ: ВОПРОСЫ ВЕРЫ
201613909_1_IMG_543x305

«Да здравствует Цезарь!» братьев Коэнов, открывший 66 Берлинале, визуально эффектен, содержательно ироничен, уместно смешон. Собственно, это некая смесь производственной драмы и комедии положений: ведь главный герой здесь – продюсер Эдди Манникс (Джош Бролин), которому приходится управляться сразу с несколькими совершенно разножанровыми проектами на крупной голливудской студии. Время событий – 1951 год.
Значительная часть юмористического эффекта возникает из столкновения эстетики Голливуда ранних 1950-х с Голливудом сегодняшним. Реально существующие звезды играют вымышленных кинознаменитостей: прекрасный прием отстранения, позволяющий известным актрисам и актерам потешиться над собственными, намертво приклеившимися экранными амплуа.
Властный Бролин-босс, Клуни в роли глуповатого Актер Актерыча по имени Бэрд Уитлок, Скарлетт Йоханссон, перевоплотившаяся в белокурую беременную фурию, Рэйф Файнс в образе режиссера, тщетно пытающийся принудить актера вестернов произнести несложную реплику, Тильда Суинтон, элегантно раздвоенная на сестер-журналисток (бульварную сплетницу и желчную колумнистку) и даже Дольф Лундгрен в неожиданном эпизоде – все они явно получают почти физическое удовольствие от игры; впрочем, даже не в самых удачных фильмах Коэнов актерам всегда раздолье.
Еще одна отличительная черта «Цезаря» – его жанровая отделка. Виртуозные сцены-цитаты из вестерна, мюзикла, мелодрамы прекрасны сами по себе; но и они, и даже актерские работы – это, все-таки, сколь угодно роскошная, но рама. О чем собственно, сама картина?
О вере.
Клуни-Уитлок снимается в пеплуме о римском артистократе, уверовавшем в Христа; банда драматургов-экстремистов пробавляется марксизмом; героиня Йоханссон обретает счастье с совершенно обычным мужчиной; наконец, Манникс ежедневно ходит на исповедь, а на самом деле отчаянно взыскует ответа на вопрос о смысле своего ремесла. Да, всё о вере, но по большому счету, «Да здравствует Цезарь!» – это приправленная изрядным остроумием попытка Коэнов отрефлексировать собственную участь в искусстве. Это реестр их сомнений, это, с оговорками, их собственные «8 ½».
И здесь кроется губительное для фильма противоречие, поскольку самоанализ пытаются вложить во вполне традиционный, облегченный сюжет, который подобной тяжести не выдерживает. Ведет в никуда линия с похищением Уитлока; сценаристы-коммунисты так и остаются говорливым недоразумением; сам Бролин, сколь он хорош бы не был, не ведет своего героя далее комичной авторитарности. Замысел остается на уровне дорого исполненной шутки. Может быть, это и хорошо. Но мне, например, этого недостаточно.
***
Между тем, конкурсные показы начинаются сегодня. Надежда ближайших дней – «Пожар на море» (Fuocoammare) итальянского документалиста Джанфранко Рози; его «Священная римская кольцевая» в 2013 стала первой неигровой лентой в истории Венецианского кинофестиваля, получившей «Золотого льва» в основном конкурсе. «Пожар на море» снят на острове Лампедуза, который является перевалочным пунктом для тысяч эмигрантов, пытающихся перебраться в Европу из бедствующих стран Северной Африки и Ближнего Востока.
В общем, упования на Рози – тоже вопрос веры.
В некотором – критическом - роде.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, Берлин-Киев
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments