ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Страна ОЗ / Василий Сигарев / 2015
TENN
pol_ned wrote in drugoe_kino

Сильнее, чем современные российские новогодние комедии я ненавижу только комедии рождественские, потому что если в первом случае еще возможны некие фривольности, оживляющие приторный маразм происходящего, то во втором даже им места нет, ибо «дух света и добра», елея и пафоса... А впрочем, хрен редьки не слаще и если мне случается хотя бы фрагментарно увидеть нечто подобное на экране, в голове пульсирует всегда приблизительно одна и та же мысль – кто эти люди и с какой они планеты? Откуда эти целлулоидные идеальные пары с идеальными детишками, живущие в идеальных домах и почему у них всегда такие идеальные прически? Или другой вариант – кто эти бедные, но такие благородные «прЫнцессы на горошинах» и их «больные матерЯ» и в чьем волшебном чулане они откопали эти псевдо-винтажные наряды, которые якобы носят из экономии «всю свою жизнь»? Идеальные гламурные семьи переживут много приключений и будут громко кричать, а в финале смеяться и обниматься, ну а обладатели винтажных нарядов под конец фильма наверняка обзаведутся возможностью обновить гардероб за счет менее духовных, но не до конца потерянных для света и добра личностей. Впрочем, есть еще вариант новогодней комедии в стиле «так много бухали, что исключительно чудом не пропустили Новый год!», а уж кто в чем бухал, винтажно или гламурно – от бюджета фильма зависит. Все это глупо и невероятно противно даже в качестве объекта для стеба, да никто и не пытается стебаться, потому что от пустоты оттолкнуться невозможно. И тут пришли они – безумная шобла из «Страны ОЗ».


Когда в 2009 году вышел первый фильм Сигарева «Волчок», я еще ничего не знал о нем в качестве автора театральных пьес, как не знал и о том, что за пьесу «Пластилин» в 2002 году он получил премию «Evening Standart» в номинации «Самый перспективный драматург» из рук Тома Стоппарда. Внимание зацепило другое – ярко выраженный уральский говор персонажей «Волчка» и мощная энергетика исполнительницы главной роли, Яны Трояновой. Шоковый эффект фильма откровенно сбивал с толка и лично у меня вызвал реакцию категорического отрицания – я не хочу этого больше никогда видеть не нужен мне ёжик никакой даже! и не дай бог мне когда-нибудь еще хоть раз в жизни услышать мерзкий голос этой твари Трояновой! И только спустя пару суток неожиданно дошло – это ж было кино, это все не по-настоящему, а Троянова просто актриса, а вовсе не «тварь»! На тот момент не имея ни малейшего представления о том, кто эти двое, не вникая в контекст предыдущих работ Сигарева, почувствовал главное – просто «посмотреть» его кино не получится, его надо «пережить». Гораздо позже мне попалось интервью Сигарева, где он говорит о своем отношении к искусству: «Ничто не должно браться из головы! Только из крови, слез и сердца», а самый главный талант для него – неравнодушие. Стоит ли удивляться, что если попасть на волну автора, придерживающегося таких принципов, действительно остается только одно - пропустить увиденное через себя.

Совершенно фееричное впечатление Василий Сигарев и Яна Троянова произвели на меня в «Закрытом показе» Гордона и «Школе злословия». Когда смотрел «Закрытый показ», уже знал, что Троянова не только любимая актриса, но и жена режиссера, но именно там впервые увидел их вместе: было крайне интересно наблюдать на сколько сильно бывает закрыт Сигарев и на сколько рьяно готова Троянова отстаивать его идеи и все это на фоне снобистской улыбки Гордона, в которой явно читалось, что удачная роль актрисы не более чем продолжение натуры исполнителя. В «Школе злословия» все было совсем наоборот: паре были рады, молчаливый Сигарев разговорился и произнес несколько кодовых слов, подаривших мне ключ к пониманию его восприятия реальности – Стивен Кинг, повесть «Тело» (в 1986 году Роб Райнер экранизировал эту повесть, в одной из главных ролей снялся Ривер Феникс). Забавно было видеть лицо Дуни Смирновой, услышавшей, что отправной точкой для судьбоносной пьесы «Пластилин» стал Стивен Кинг, а не Антон Павлович Чехов, к примеру, но главное не это: «Тело» относится к числу достаточно малоизвестных произведений Кинга, но в то же время и к числу лучших. Когда-то давно, еще подростком, я постоянно перечитывал эту повесть и мне казалось, что больше ее никто не читал и вот спустя годы слышу, что где-то там на Урале еще один мальчик сходил по ней с ума, в результате чего написал пьесу о «жестоком отрочестве», поместив в сердцевину «ощущение Стивена Кинга в детстве». Все стало понятнее: жестокая сентиментальность, подростковая ранимость, отношение к смерти. Сигарев из тех, кто сохранил сердце ребенка в теле взрослого человека, видит всю грязь мира, но верит в гуманизм.



Верят ли в гуманизм режиссера зрители, после того как он снял драму «Жить» - это вопрос, конечно. Кто-то назвал фильм не только невыносимо жестоким, но и просто вредным для психики. Он действительно страшный, но похож на лекарство, которое «строго по рецепту врача». По настроению «Жить» схож с первой частью «Декалога» Кеслевского с его томительным предчувствием надвигающейся трагедии и последующим погружением в бездны экзистенциального ужаса от столкновения с самым страшным – смертью близких людей. Страшным фильм делает не столько тема, сколько манера подачи: полыхающий ужас погружен в бездушную повседневность, когда рухнул только твой мир, а остальной как существовал, так и продолжает существовать и ты словно оказываешься вынесен за его скобки, находясь в том пограничном существовании, когда мертвые тебе ближе, чем живые, но на деле ты ни с теми и не с другими. Смотреть такой фильм тем, кто не терял близких – почти бессмысленно, они воспримут его как чернуху. Смотреть его тем, с кем это произошло совсем недавно – опасно. Но для него есть «свое время» - когда боль начинает отступать и появляется возможность отрефлексировать произошедшее. «Жить» имеет мощный психотерапевтический эффект – тебя словно берут за руку, проводят через 7 кругов ада, а потом говорят: «Живи дальше, это возможно». И веришь. А главное – тебе не пытаются впарить религиозные постулаты как панацею от всех проблем, что и не удивительно – Сигарев никогда не скрывал своего скептического отношения к институту церкви, что опять же основано на глубоко личном опыте.


И вдруг «Страна ОЗ» - комедия. Вообще-то, случались в нашем кино подобные претенденты и раньше: мало кто из массового зрителя знает, что до «Особенностей национальной охоты» и всем последующим, наш «главный комедиограф 90-х» Александр Рогожкин снял такие маниакально-депрессивные фильмы, которые теперь совсем уж редко решаются показывать и то глубоко за полночь и в купированном варианте. Но Сигарев остался верен себе и его комедия совсем не является разворотом на 180 градусов – это все та же социальная среда, по-прежнему отказ помещать действие в Москву (но если в предыдущих фильмах действие происходит в условных провинциальных городках, то в последнем четко обозначено – родной для Сигарева и Трояновой Ёбург!), ненормативная лексика и критический реализм. Только все это в гротескном ключе и сквозь призму очень черного юмора. «Страна ОЗ» - не новогодняя история, это история, действие которой происходит в новогодние праздники, время концентрированного безумия, когда возможно все.

Но есть и новшества для Сигарева: впервые в качестве основы он берет не только собственные идеи, но и обращается к рассказам своего друга, уральского писателя Андрея Ильенкова, дебютировавшего здесь и в качестве актера. А еще впервые в его фильме снимаются звезды, присутствие которых объясняется желанием режиссера дать возможность зрителю дистанцироваться от происходящего, а не смотреть в упор на ту реальность, которая ему и так слишком хорошо знакома. С актерами, кстати, забавно вышло: некоторые отказались от съемок, испугавшись слишком брутального сценария, некоторые, наоборот, согласились не глядя как раз потому что слишком хорошо понимают кто такой Сигарев. Та же Юлия Снегирь появляется в крохотной роли, проехавшей танком по ее имиджу гламурной красотки, причем на съемки к Сигареву актриса едва ли не инкогнито приезжала в момент съемок в помпезном сериале о Екатерине Великой и посмотрев «Страну ОЗ» проникаешься к ней уважением – могла ведь с ужасом развернуться и ломая каблуки бежать в свой сериал. Уверен, с точки зрения среднестатистического зрителя то, что она там делает – абсолютное безумие. Зато веселое!

Имя Гоши Куценко могло бы навести на подозрения, ведь именно он снимался в пресловутых «Ёлках», антиподом которых является «Страна ОЗ», но в итоге его случайное появление в фильме оказалось большой удачей, подтверждающей тот факт, что хороший актер слишком много успел посниматься в плохом кино, но талант и харизму просто так не разбазаришь.

Отдельной строкой о Яне Трояновой: во всех интервью она говорит, что роль в «Стране ОЗ» была на сопротивление и не зная ее предыдущих ролей у того же Сигарева или в «Кококо» Смирновой, можно было бы удивиться – а чему там сопротивляться? Но это если не знать! Представить, что Троянова, актриса с бешеной энергетикой и бушующим темпераментом способна сыграть «отмороженную» провинциалку в большом городе, которая никогда не знает как ей реагировать и поэтому не реагирует вообще никак ни на что (за редким исключением и эти исключения – самое комичное, что есть в ее роли) было бы куда сложнее, чем то, что Сигарев снимет комедию, пусть и очень черную. Однако, Трояновой удалось изобразить не только тормознутость девушки из самой что ни на есть жопы мира под названием Малые Ляли, но и ее чистоту и достоинство, которые в итоге и становятся залогом веры в тот особый финал, который венчает «Страну ОЗ».
«И мне воскреснуть надо, и мне воскреснуть надо, но лень…».

promo drugoe_kino april 20, 13:31 3
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

Меня хватило на 10 мин этой чернухи.

фильм зе бест
напомнил горько. Хороош показывать своим друзьям европейцам))) вот вот так мы отдыхаем

Если сигарев - то уже ясно, что Троянова и чернуха.
смотреть это депрессивно-помоечное кино, состряпанное на радость и в угоду западному зрителю- не буду.

ок, понятно, спасибо!

Спасибо за прекрасно написанную рецензию. Занесла в список "к просмотру обязателен":)

спасибо за оценку!
надеюсь, фильм понравится!

Здорово написали, спасибо! Как раз вчера посмотрели "Страну Оз", впечатлены.

а еще что-нибудь у Сигарева смотрели? Просто мне всегда интересна реакция людей, которые сначала "Страну ОЗ" посмотрели, а потом предыдущие его фильмы. Потому что с теми, кто посмотрел сначала "Волчок" и "Жить" - с ними все понятней))

Тут на фильм клевещут за перестроечность и чернуху - этого в помине нет.
Это просто идеальный артхаусный выпендреж, невыносимо нудный и невыносимо до зевоты скучный. Единственный доставляющий момент только с греком, песней и полетом с балкона в самом начале. Тут явно что режисср не пропил талант увлечь зрителя дабы он не сбежал уже с первых пяти минут. Но в остальном - это надо уметь показать УГ лучших россойских актеров, пожалуй только Чурикова малость выезжает на харизме

Знаю уже немало людей, которым скучно не было

Автора тошнит от светлого и нормального и плющит от радости от чернушного говна. К психиатру бы, а не опусы псевдокультурные отрыгивать в интернет.

автора не от нормального тошнит, а от безликого глянца

Чернуха реальная. Дегенеративная

да, я такой же путь прошла с Сигаревым)) после Волчка была просто депрессия длиною недели в две) вообще люблю этого режиссера и Троянова, конечно же, органична и прекрасна)

Очень гнетущие впечатление.Если бы не великолепный Баширов, то полный провал. Смотрел только из за него. Ну и конечно Троянова. Находка для арт хауса.

Edited at 2016-02-07 08:33 am (UTC)

а что вызвало именно гнетущее впечатление?

фильм называется не страна оз, а страна ноль три

Сигарев допускает оба варианта названия, а на стадии работы над фильмом было вообще третье.

слышал аналогичное мнение от Антона Долина..

пошёл качать..

буду рад, если поделитесь впечатлениями после просмотра!

Спасибо за рецензию. Во многом перекликается с моими впечатлениями от фильмов Сигарева.

приятно найти единомышленников!

русский артхаус,
лучшее из отечественного кино последнего времени

и Сиагрев и Троянова на пару утверждают, что термин "авторское кино" им ближе:)

Откуда хоть столько "поцреотов" в комменты набежало?!
Сигарев - один из сильнейших современных российских режиссеров. И его фильмы для любителей кино обязательны к просмотру.

"Откуда хоть столько "поцреотов" в комменты набежало?!" - Они размножаются делением, и с каждым часом их всё больше.

?

Log in

No account? Create an account