ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
В Москве впервые показали "Клан" Пабло Траперо - почти вся аргентинская Кущёвка уже на свободе
я в мечтах
kolobok1973 wrote in drugoe_kino


Яркое событие завершившегося сегодня кинофестиваля   2morrow   -     гала-показ  брутального политического триллера «Клан» аргентинского режиссера Пабло Траперо,  отмеченного призом прошлогоднего венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру. «Клан» обещают пустить в российский прокат, но как-то нетвердо,    -  огромное спасибо команде фестиваля   2morrow за возможность прикоснуться к одному из главных кинособытий года.  

Леденящую кровь драму одной отдельно взятой аргентинской семьи с полным основанием можно назвать политическим триллером     -   показана реальная история реальной семьи Архимедеса Пуччио, которая 30 лет назад прогремела на всю страну, несмотря на то, что таких Пуччио в тогдашней Аргентине были тысячи.  Самой кровавой, из ряда вон выходящей эту семейную драму можно назвать, но уникальной для страны не назовешь никак.

1982 год    -    диктатор Видела свергнут, но суд над ним ещё не начался.  На экранах телевизоров симпатичный усатый Рауль Альфонсин провозглашает демократию и торжество прав человека.  Распущены «эскадроны смерти», в подполье отправляется Аргентинский антикоммунистический альянс, который тоже по сути дела представлял собой настоящий эскадрон смерти.  Тем не менее,  пособников и подельников  Виделы, истребивших  за годы диктатуры десятки тысяч аргентинцев  (только пропавших без вести по официальным подсчетам хунты около 9 тысяч, по данным независимых источников   -  все 30),  за решётку отправились считанные единицы, основная же масса псов режима, хоть и поприжимала хвосты, но вполне неплохо себя чувствует     -     как показывает практика, возмездия можно ждать всю жизнь, да так и не дождаться.

Харизматичный  голубоглазый  пожилой господин с благородной седой головой   -   это и есть главный герой картины Архимедес Пуччио,  глава почтенного семейства,  любящий отец пятерых детей,  во всех смыслах слова положительный и уважаемый друзьями и соседями.  Правда, в спецслужбах он больше не работает, но политика тут не при чем   -   пенсионный возраст, знаете ли, пришлось сменить род занятий и трудиться бухгалтером, что тоже в Аргентине вполне неплохо.  Дети учатся в приличных местах,  средний Алехандро    -  восходящая звезда местной команды регби, самого старика Пуччио каждый день можно увидеть  подметающим  двор вокруг дома, ежевечерне семья собирается за круглым столом для  общей молитвы перед вкусным ужином.  Правда, почему-то во время совместной трапезы некоторым из отпрысков Пуччио слышатся какие-то далекие леденящие душу вопли, но  это наверняка им послышалось, а  если сделать музыку погромче, то и слышаться ничего не будет.


После ужина импозантный старик Пуччио несет еду в подвал собственного дома, откуда и раздаются душераздирающие крики,  и собственноручно пытает находящихся там заложников     -   все эти годы он и его подручные похищали и истязали людей, выбивая у их семей выкуп.  И старшего, и своего любимого среднего сына, регбиста Алехандро, отец втягивает в этот кровавый бизнес, который со временем становится всё более и более кровавым    -   потерявший  всякие берега от безнаказанности Пуччио начинает убивать заложников, даже получив за них выкуп. 

К концу картины становится ясно, что практически всё благородное семейство не просто понимало природу странных криков из подвала, но и, за исключением младших сестры и брата, было повязано кровью.  Архимедес Пуччио    -   не простой алчный сребролюбец, а идейный:  помимо состоятельных граждан, семьи которых можно было доить, он с удовольствием  убивал коммунистов и  граждан, без должного почтения относившихся к аргентинской хунте.

Фильм Траперо   -   крепкое зрелищное кино, в котором идиллические семейные сцены перемежаются жуткими сценами убийств, однако, не перегруженное натуралистическими подробностями  и с вполне тактичной, не навязчивой формой подачи моралите.  Для Траперо важно показать, что прецедент Пуччио отнюдь не уникален,  страна в 80-е была наводнена подобными преступниками   -    позорное наследство, доставшееся Аргентине от долгих лет диктатуры.  Суд над Пуччио не превратился в процесс века именно потому что потерялся в сотнях других подобных процессов.  Режиссер  прокладывает мостик из истории 35-летней давности в наши дни   -    насколько изменился за это время политический  облик Аргентины?  Сколько ещё по стране таких страшных подвалов?
 

Общим местом стало сравнение латиноамериканской реальности и российской   -   мол, Траперо показал нашу Кущёвку, перенесённую в Буэнос-Айрес.  Лично мне такое сравнение не кажется глубоким и метким, но факт остается фактом:  много кто слышал про преступления семейства Пуччио, но мало кто представляет себе, чем всё закончилось.  В рассказанной авторами фильма «Клан» истории самое интересное   -   это судьба главных героев, и вот тут уже может просматриваться почва для сопоставлений.  Посмотрим, что будет через несколько  лет с Цапками и сравним.

Абсолютное большинство показанных в фильме преступников  живы-здоровы, многие уже давно на свободе    -   в 2008-2009 году прошла широкая амнистия, в результате которых многие пособники хунты, по сравнению с которыми Пуччио  -  мелочь пузатая,  были освобождены и получили возможность вновь влиться в аргентинское общество.    Вину некоторых доказать не удалось  (большей части исполнителей – подельников главного героя, а также его жены), несмотря на то, что главный обвиняемый нисколько не пытался  облегчить следствию и суду работу и взять всю вину на себя. Одна из самых ярких сцен фильма    -   отказ отца семейства  помочь сыну избежать ответственности и зверское избиение сыном отца в тюрьме, на которое сам отец спровоцировал Алехандро, пытаясь свалить нанесение телесных повреждений на охрану тюрьмы.   Юный, но вполне уже сформировавшийся мерзавец Алехандро Пуччио попытался до суда выброситься с пятого этажа, но выжил, был осужден пожизненно и умер  от болезни  несколько лет назад.

Сам Архимедес Пуччио, собственноручно истязавший и убивший нескольких человек, выстроивший на основе своего семейного клана организованную банду,  был приговорен к пожизненному заключению,  в тюрьме ухитрился получить ещё одно высшее образование  -  получить диплом адвоката (!!!) и защищать себя,  в результате вышеупомянутой амнистии вышел на свободу,  жил-поживал, пережил практически всех своих детей и умер своей смертью от старости, совсем недавно.  

Пабло Траперо, зарекомендовавший себя как художник, исследующий криминальное и политическое насилие,  выстраивает  фильм на контрастных приёмах   -   образ благообразного старика не вяжется с кровавым монстром,  крики и стоны несчастных  -   с легкомысленным хитом 80-х   Sunny   Afternoon группы  Kinks,   верхний этаж богатого буржуазного дома   -  со зловещим подвалом,  подающий надежды регбист и герой-любовник   -    с зависимой, идущей на поводу у отца  и обстоятельств тряпкой,  блеск и благородная позолота  латиноамериканской элиты   -   с системой всепроникающего террора, которая демонстрирует уникальную живучесть и которую пока невозможно победить.

promo drugoe_kino july 15, 14:29 4
Buy for 500 tokens
Друзья! С 19 по 29 июля в Москве пройдёт кинофестиваль Strelka Film Festival by Okko. В программе - самые крутые и ожидаемые киноленты этого года, российские и иностранные, призеры Канн, Берлинале, Санденса и Кинотавра. Кроме того, в программе открытые встречи-дискуссии с кинорежиссерами,…

  • 1
был похожий фильм с Сигурни Вивер в главной роли, про Чили

"Смерть и девушка"?

там Бен Кингсли ещё был

но фильм другой совсем по жанру

да, совсем другой, просто про то-же самое
Кстати я ошибся, видимо фильм не о Чили, а о Аргентине, т.к. снят по книге аргентинского автора (на кинопоиске сейчас прочел)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account