rassudkin (rassudkin) wrote in drugoe_kino,
rassudkin
rassudkin
drugoe_kino

Categories:

Эйфория. Постановщик Иван Вырыпаев. 2006 год.

Все смешалось в доме Облонских. Это очень странно - назвать любовь эйфорией. Иван Вырыпаев перепутал совсем разные чувства и выдал одно за другое. Якобы любовь - это обманка.

Впрочем, настоящая обманка в картине есть. Герои фильма с рождения жили, не приходя в сознание по общей схеме и вдруг обнаружили, что у них есть душа. Что свою, а не чужую жизнь они могут прожить только друг с другом. Но Вера и Павел не предвидели, что приход в чувство и сознание наказуем теми, у кого есть только чувство "все как у людей", чувство "не хуже других" и чувство собственности. счастье обманом привело их прямиком к смерти.


"Эйфория" - картина не только о любви или совсем не о любви. Она о пробуждении своего "я". Иван Вырыпаев говорил, что снял античную трагедию. В античном мире люди тоже на заре становления.

Вспоминается совсем другой фильм Бориса Хлебникова "Долгая счастливая жизнь". Где герой тоже не предвидел последствий открытия СВОЕГО дела и реализации СВОИХ способностей. Он впал в эйфорию и не заметил обманки.
Время внушает режиссерам этот неосознанный мотив - уход от общего коллективного советского колхоза к , казалось бы, индивидуальной реализации при капитализме, в т.ч. рождению собственных, без внутренней цензуры, мыслей, чувств, взглядов на жизнь. Но - выходит, нет капитализма, нет индивидуальной реализации. Та же советская волосатая лапа в виде гос.мафии, либо пьяно-коллективного бессознательного уничтожает честного индивидуалиста. Это абсолютно неизбежно. Это рок. Античная трагедия для нас всегда современна. Сегодня в ее интерпретации прослеживаются такие мотивы, возможно, помимо авторской воли.

Надо подчеркнуть, что индивидуалист - не всегда честный, но честный почти всегда индивидуалист. Вот и в фильме "Дурак": огромное пьяно-коллективное бессознательное - и один индивидуалист поневоле, по причине своей трезвости и честности. ( На мой взгляд, краски в фильме "Дурак" сгущены. Режиссер имеет право на гиперболизацию, но, что касается изображения в картине жизни в коммуналке-общежитии - в реальности народ там вообще ничем не отличается от владельцев квартир. Более того, именно счастливые обладатели отдельных квартир наводят поклеп на обитателей общежитий с целью повысить свой неформальный рейтинг - путем понижения рейтинга другой социальной группы. В точности по методу, описанному в анекдоте про русских в аду, которые друг друга в яму сталкивают.)
И фильм "Как я провел этим летом" - там тоже грубая усредненность пытается либо всецело подчинить либо уничтожить человека и слабее себя, и с более чувствительной душой, и более открытого к новому.

В Советском Союзе элита спокойно жила себе в стороне от жизни, никто не собирался ее уничтожать - ее просто не печатали и слишком высоко не пускали. Чтобы никто не подумал, что она лучше верховной псевдоэлиты. Пения своим голосом вообще не допускалось.
А тут разрешили поднимать голову - но, оказалось, это шутка. Та же совдеповская лапа вкручивает голову обратно в общее корыто. Такая шутка-обманка - сквозной мотив многих современных фильмов.

В "Эйфории" Вера и Павел несколько отличаются от окружения - они добрее, умнее, тонко чувствуют. Тут все железно логично и просто - никаких загадок любви: Вера уходит от своего зомби-изувера к нормальному Павлу - гораздо более близкому ей по характеру. Вообще, сюжет прост, банален и схематичен. И герои больше типы, чем люди, индивидуальность в них только начинает вдруг проявляться. В фильмах Хичкока меньше индивидуального человека, а больше психологического типа, но там люди не на заре становления своего "я". На мой взгляд, это общий признак фильмов, которые называют фильмами новой волны.

К примеру, "Долгая счастливая жизнь" и "Левиафан" перекликаются по сюжету, но "Левиафан" не относится к новой волне по причине развившихся вневременных индивидуальностей и особенной неординарной жизненной ситуации. В "Левиафане" - запутанные отношения в любовном треугольнике, хрупкая непрочная дружба с двойным дном, гипербандитский тип мэра и яркие внешнеповеденчески-контрастные прокурор и судья, батюшка, на голубом глазу подводящий под бандитизм христианскую основу - все окрашено в ярко-своеобразную палитру.
А в новой волне - герои только проснулись для поисков своего места в мире. В них нет ничего бьющего в глаза, гипертрофированного, выдающегося, развившегося. И сюжет - буднично-банальный и всем хорошо известный. Цель авторов - проанализировать, что происходит с людьми в таком избитом сюжете в жизни. Потому что до них - эта банальность в современности не исследована.

Герои как будто проснулись после коллективного советского Союза и почувствовали себя - свое назначение, свою судьбу. Реализация своей божественной сути им чрезвычайно важна. Как у Леонида Андреева в рассказе "Ленька на даче" - смертельно выжны были для мальчика детские игры, в этом была его душа, его развитие, в этом был он сам и Бог в нем.
Очень выразителен эпизод , когда Вера и Павел целеустремленно тащат лодку к реке. Им тоже смертельно важно осуществить свой план совместного будущего. Павел берет белые одежды для себя и Веры - в белых одеждах либо умирают, либо венчаются.
Но оказывается. их планы - лишь эйфория, обман, наших героев убивает животно-коллективное бессознательное.

Кстати, о животных. Стадо коров в картине - прекрасно, каждая корова - совершенство и индивидуальность. Как и в античном мифе, животные участвуют в событиях и отождествляются с человеком. Одна из множества аллегорий в фильме - убита корова, чуть отставшая от стада, чуть свернувшая в сторону, чтобы с любопытством взглянуть на мир.

Фильм простой, красочный и наивный, как греческий миф. Иван Вырыпаев не зря говорил, что поставил античную трагедию. Главные герои - два загорелых полубога, один с черными кудрями, другой - с соломенным солнцем на голове. Движения и жесты всех персонажей нарочитостью и прямолинейностью иногда напоминают роспись на греческих кувшинах. Актеры много играют жестами и мало говорят.

В древнегреческой музыке почти нет мелодии, но она прекрасна - это гармония, которая бывает только на заре, в самом начале, при пробуждении. И хотя после нее были Моцарт и Бах, античная музыка так же совершенна, как ваза с ласточкой, не смотря на то, что после вазы с ласточкой была вся европейская живопись. Если бы в Древней Греции была мелодия в современном понимании - музыка там походила бы на музыку в "Эйфории": густо-восточную, с примесью простоватой деревенщины.

Слепой человек на мотоцикле - эта аллегория не выглядит органичной в фильме. Это, скорее притча, а не миф. Притча - в значительной степени предупреждение. Миф ни о чем не предупреждает и ничему не учит. Разве что, единственная мораль всех мифов - жизнь не только прекрасна, но и трагична.

Ирина Степанова.
Tags: 2006, Иван Вырыпаев, российское кино
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments