ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Год кино в России открылся кинофестивалем 2morrow, а 2morrow - сокуровской "Франкофонией"
я в мечтах
kolobok1973 wrote in drugoe_kino


Лично мне, абсолютно не подверженной зависимости от «магии имён», совершенно непонятно, почему кинофестиваль 2morrow решили открыть новым фильмом Александра Сокурова «Франкофония» - самым слабым из яркой линейки фестивальных гала-показов. Критика поспешила окрестить «Франкофонию» самым несокуровским, «наиболее простым для восприятия» фильмом Сокурова, и это как раз внушало надежду, что вместо обычной его пафосной зауми мы увидим что-то внятное. Однако простота оказалась та самая, которая хуже воровства.

Картина посвящена жизни Лувра при нацистской оккупации Парижа и погружает нас в историю сохранения музейной коллекции тогдашним директором Лувра Жаком Жожаром. По сути дела, «Франкофония», прокладывающая мостик от прошлой картины мэтра «Ковчег», посвященной Эрмитажу - наверно, самая дорогая в истории мультимедийная презентация музея. В наши дни каждый уважающий себя музей обзаводится мультимедийной презентацией – исторической «бродилкой» по залам, так вот сокуровская «Франкофония» вполне могла бы претендовать на роль такой презентации, если бы не крайне напряжённая реакция на результат сокуровских историко-кинематографических изысканий не только со стороны дирекции самого Лувра, видимо, сто раз горько пожалевшей о том, что санкционировала съёмки, но и со стороны французского правительства, крайне нервно и болезненно воспринимающего всё, что связано с вишистским периодом французской истории.

Что-то мне подсказывает, что сам автор на такую реакцию французской стороны вряд ли рассчитывал - режиссёр, похоже, искренне полагает, что снял коленопреклоненный оммаж Лувру и вообще Франции, которая сумела практически полностью вывезти национальную сокровищницу, не отдав её на разграбление новым хозяевам страны со свастикой на нарукавниках, спасти коллекцию и передать её потомкам. О том, что ценой этого стала сдача страны нацистам и коленно-локтевая позиция французских коллаборационистов, Сокуров упоминает как-то вскользь, как о чем-то несущественном. Главное, что остались целы крылья Ники Самофракийской, которую гитлеровцы позволили погрузить в грузовик и увезти в замок на Луаре, а какие там флаги при этом развевались на парижских улицах, - ну что поделаешь, какие развевались, такие и развевались.

Композиционно картина задумывалась как переплетение двух временных пластов, - периода нацистской оккупации начала 40-х и сегодняшнего дня: фильм начинается прерывистой беседой по скайпу самого Александра Сокурова с голландским капитаном катера, на борту которого плывут шедевры мировой живописи, терпящего крушение в сильный шторм. Предсмертное булькание голландца Дерка, видимо, символизирует бренность бытия и несовершенство мира, в котором бесценное достояние человечества, не пойми с какого перепою перевозимое в утлой посудине, может затонуть и исчезнуть. Как эти апокалиптические скайп-бульк-диалоги связаны с основной исторической тканью картины, наверно, ведомо исключительно самому Сокурову, появляющемуся в кадре в роли себя самого. Кроме этого небольшого камео, Сокуров в фильме читает закадровый текст, обескураживающе незамысловатый.

Фильм снят, как принято говорить, на стыке документального и художественного кино - фотографии и черно-белая кинохроника перемежаются игровыми вкраплениями и изобильно сдобрены, я бы сказала, перегружены компьютерной графикой, что и делает «Франкофонию» похожей на мультимедийную презентацию музея. Игровая часть картины представляет собой диалоги главных героев - директора Лувра Жака Жожара (французский актер Луис-До де Ланкесэн) с куратором парижской культуры от нацистской администрации Вольфом Меттернихом в исполнении Беньямина Утцерата.. Безусловно положительный герой, по Сокурову, - со вздохом принявший новый орднунг Жожар, вежливо отказывающийся разговаривать с немецким офицером на его родном языке - «Я слишком француз». Условно положительный для Сокурова герой - сам Меттерних, не отказывающийся говорить по-французски со своим новым подчиненным. Сокуров вполне прозрачно намекает, что гитлеровский культурный менеджер Меттерних проявил невиданное великодушие, позволив спрятать экспозицию.

Плохо скрываемое придыхание, с которым Сокуров рассказывает о Меттернихе, для пущей убедительности подкрепляется исторической фактологией - после войны по представлению того же Жожара де Голль наградил Меттерниха орденом Французского почетного легиона. В общем, от страны, сложившейся, как карточный домик при первом же ударе агрессора, трудно ожидать иного. При изображении Франции и французов Сокуров придыхания не скрывает - камера любовно скользит по залитым солнцем парижским улицам, на которых нарядные парижане пьют кофий с круассанами под красными флагами со свастикой в белом кружке, с любопытством разглядывая марширующих рядом немецких офицеров.

Сокуров не был бы Сокуровым, если бы встык к бравым немецким офицерам и солнечным парижанам с круассанами не показал бы советских солдат, таких несимпатичных, грязных и завшивленных, тысячами мрущих на фронтах (в кадре обледенелые трупы сбрасывают в общую яму) и умирающих ленинградцев в стылом блокадном городе, - отстраненно-брезгливо, практически как немецкая пропагандистская «Die Deutsche Wochenschau» показывала «советских унтерменшей». Для пущего эффекта к кадрам умирающих от голода ленинградцев встык подмонтирован хохочущий Сталин, и нужный эффект достигнут. Закадровый голос автора сообщает, что в отличие от Лувра, вывезшего всё самое ценное, а оставшееся демонстрировавшего на экскурсиях для немецких офицеров, в залах Эрмитажа сколачивались гробы, а куда во время войны делась эрмитажная коллекция, никто понятия не имеет. Уверена, что если бы закадровый голос так же проникновенно сообщил, что и после войны сокровища Эрмитажа так никто и не увидел, нашлись бы зрители, принявшие это за чистую монету.

Мне показалось, что с художественной точки зрения фильм бы сильно выиграл, если бы снимался как документальное расследование, без натужно-вымученных художественных вкраплений. И уж совсем идиотски-кощунственно на фоне трагического сюжета выглядят туповато-плоские скетчи придурковатого «Наполеона Бонапарта» и отмороженной французской Марианны во фригийском колпаке, смысловая нагрузка этих неуклюжих квазиюмористических интермедий неясна вообще.

Пожалуй, единственная удачная сюжетная находка - закадровый голос усаживает рядком главных героев и предсказывает им дальнейшую судьбу: Жожара под конец жизни уволят из Лувра, а нацистский комендант станет героем французской нации. Ну и, разумеется, к удивлению обоих, Германия проиграла войну. «Вы удивлены? А когда она выигрывала?...» - резонно парирует закадровый голос.

Жанровая размытость, композиционная рыхлость фильма, режущая глаз компьютерная графика, не говоря уже об ущербности исторического взгляда автора на ход европейской истории предопределили прохладный прием картины как в Европе, так и в России. В отличие от прежних сокуровских фильмов, в западном киномире «Франкофонию» приняли более чем сдержанно - можно сказать, что на Венецианский кинофестиваль картина прокатилась безрезультатно, получив малопрестижный приз кинокритиков им. Миммо Ротеллы. На открытии 2morrow новому проекту мэтра похлопали, конечно, но, как мне показалось, больше из вежливости.


promo drugoe_kino april 20, 13:31 2
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
Сокурову вообще-то до лампочки "приём", он давно уже живёт в другом измерении.
Судя по Вашему описанию это именно сокуровское кино, очень даже сокуровское, "обескураживающе незамысловатый авторский текст" — да, это Сокуров, автор довольно далёких «Духовных голосов».
Где тоже — советские (уже, увы, "россиянские") солдаты, совсем не гламурные, на таджикской границе...

Как автор мэтра приложила. Смело так, без околичностей и экивоков, прям так в глаза. "У нас тоже можно выйти на Красную площадь и ругать американского президента."

«А когда она выигрывала?...» - резонно парирует закадровый голос" - Например, она выиграла войну 1870-1971 годов, раздолбив имперскую Францию в лепёшку.
Сокуров такой Сокуров... По истории у него, надо полагать, были двойки.

Именно это первым и приходит в голову. Видимо, дальше 1-й мировой войны мэтр не копал:))

Не знаю, как сейчас, но раньше Сокуров любил хвастаться, что плохо учился в школе.

А что касается взаимоотношений Франции и Германии, то франко-прусская война, которая до сих пор травмирует французов, вспоминается практически на автомате люборму, кто в минимальной степени интересовался историей Европы.

куда во время войны делась эрмитажная коллекция, никто понятия не имеет

Вы уверены, что вы правильно поняли?

Дословно не берусь процитировать, но общий смысл там такой, что документов по эвакуации экспонатов не осталось, а часть коллекции исчезла в неизвестном направлении

И речь идет именно об Эрмитаже, а не о пригородных музеях?

Просто я не помню такой информации, чтоб вообще что-то эвакуировали, слишком быстро блокада началась.

http://www.world-war.ru/evakuaciya-ermitazha/

Великий режиссер спизднул дважды - и о том, что якобы неизвестны пути эвакуации и нет музейных описей, и о том, что что-то разокрали, потеряли или не вернули

Подготовлявшийся третий эшелон из-за ухудшения обстановки на фронте отправлен не был, и упакованные ящики остались в Эрмитаже

Видимо, у меня спутался третий эшелон с полной эвакуацией.

Ну, раз эвакуация была, тогда, безусловно, что-нибудь наверняка украли/потеряли, без этого советкую операцию такого масштаба представить нельзя. Но вряд ли что-то сильно ценное украли, куда его потом девать, исторически ценное, не в скупку же тащить.

/что-нибудь наверняка украли/потеряли, без этого советкую операцию такого масштаба представить нельзя/ Какой слог! А что, то ли дело немецкая "эвакуация" в 1945-м, когда дрезденскую коллекцию "аккуратно" так в горную выработку запрятали от "кровавых большевиков". Правда, красные варвары те шедевры нашли, и после много лет реставрировали перед возвращением в немецкий музей. И ведь, сволочи, ничегошеньки не украли – а так не бывает...

Немцы прятали от большевиков, большевики от немцев. И да, думаю, там ни-его не украли - просто менталитет другой.

> И ведь, сволочи, ничегошеньки не украли
Откуда вы знаете? Пол-Германии украли, а оттуда вот прямо ничего. Хорошо вам мозги промыли.

>перед возвращением в немецкий музей
Ага, прямо для того и вывозили, чтоб отреставривать и вернуть. Через 10 лет - так и планировали. А то не дай бог немцы сами не справятся с реставрацией.

Случилась бы галерея не в Дрездене, а в Западном Берлине, даже после ХХ съезда хрен бы что вернули.

похоже, мозги промыли явно кому-то другому;)

"Пол-Германии украли, а оттуда вот прямо ничего."

и много ли украли? Что пропало? Много ли немцы нам рекламаций подали?

Разные люди бывают в разных странах и в разных ситуациях. Но когда моему биологическому деду, освобождавшему Берлин, подчиненные ему солдаты принесли сервиз саксонского фарфора - мол, Вы себе даже никакого трофея не взяли - он навел на них оружие и велел под угрозой трибунала нести туда, откуда взяли (хотя они его и уверяли, что это опустевший немецкий дом, где все погибли и хозяев нет).

Re: похоже, мозги промыли явно кому-то другому;)

> Много ли немцы нам рекламаций подали?

Под дулом пистолета?

> мол, Вы себе даже никакого трофея не взяли

Из вашего рассказа явно следует, что дед был единственным офицером в полку, а может и в девизии, кто не взял. Другие-то вагонами везли.

Везли-то не из музеев, а из опустевших и раздолбанных в ходе войны частных домов

Откуда могли, оттуда и везли.

Суетливо-многословно в ответ на один-единственный конкретный факт о 100 % возвращении коллекции шедевров в Дрезден. Вы слишком широко обобщили тему воровства, приправив дежурным колбасным "вам мозги промыли". Я такое лукавство называю "по направлению к Жвану": в СССР все воровали, возведём это в принцип. В-общем, очень хорошо заметно, что у вас антисоветский жучок-автомат в голове, без предохранителя. Даже не сочувствую, ибо нечему. Беседуйте сами с собой, может, полегчает.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account