ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Астрологический аспект последнего фильма Лукино Висконти «Невинный» (1976)
realcinema wrote in drugoe_kino
«Сколько бы мы это ни отрицали, но в глубине души мы знаем: всё, что с нами случилось, мы заслужили».
У.С. Моэм «Рождественские каникулы»
Скорпион стоически переносит любую жопу, которая с ним приключилась, ибо знает: заслужил!
(Шутливый гороскоп)


"Невинный" (1976) — последний фильм гениального художника кино Лукино Висконти, являющийся, пожалуй, его завещанием, его последней попыткой раскрыть загадку бытия и подвести итог своим трагичным, напряженным духовным поискам. Они отразились во всех его фильмах, уже начиная с первого — "Одержимости" (1943). Но ближе всех к "Невинному", думается, стоит "Гибель богов" (1969).
В "Невинном" мы тоже видим гибель Бога, хотя вся картина облачена в форму банальной мелодрамы, а Голгофа, на которой Он распят, представлена в виде мягкой, изящной интерьерной эстетики конца XIX века. Резким контрастом ко всей этой розовой обстановке являются жестокие, ледяные ветра страстей, которые вторгаются в уютные салоны итальянского высшего общества, и мелодраматическая жижа переходит в метафизическую трагедию. Распятие, появляющееся уже в первые минуты фильма, погружает нас в атмосферу вселенского VIII дома.
  Главный  герой — Туллио (Джанкарло Джаннини), несомненно, по знаку Скорпион, как и сам Висконти. Он вполне типичный и приличный представитель своей среды, не злодей и не негодяй, не гедонист или развратник, а просто человек со слабостями, как все люди, и ничто человеческое ему не чуждо. Он изменяет жене Джулиане (Лаура Антонелли) с графиней Терезой (Рак по знаку) и это приводит к тому, что ему приходится раскрыться перед женой, признаться в измене и подвести под это своеобразную философию: "любовь неизбежно остывает и хотя он ценит и уважает жену, но будет ей изменять".


У него нет намерения мучить жену и его "откровения" — не попытка оправдаться, а результат мучительного жизненного опыта. Всё это приводит его жену (Рыбы) в шок. Её мирок, светские салоны с плохо исполняемой музыкой, рушится. Когда с ней случился приступ отчаяния, в её положение "входит" успешный и популярный писатель Филиппо д’Арборио (Марк Порель). Что представляет собой этот нагло-нагой Козерог хорошо показано в сцене, где Туллио с ненавистью и завистью наблюдает за ним в душе. Но Туллио стоически выдерживает тяжелый удар, связанный с изменой жены. Поскольку он и сам изменяет жене, то и она, по его понятиям, имеет право поступать так же; тут раскрывается основное свойство Скорпиона: превыше всего он ценит Справедливость. Она для него важнее Добра, Любви, Истины. Нарушение принципа Справедливости он переживает эмоционально-подсознательно, испытывая сильнейшее психическое страдание.


Такой момент настаёт для Туллио, когда он узнаёт, что его жена беременна от писателя. Поскольку он считает себя равным Богу, то это воспринимается им как поражение на дуэли со Всевышним, где игра шла не по правилам со стороны Демиурга, и наш герой требует реванша. В этом он похож на самого Висконти. Если посмотреть его натальную карту, то увидим  Луну в XII доме. Это — "лунный грот", символ реванша. Все метания Висконти — его рискованные, эпатажные фильмы, его смена сексуальной ориентации, его скандальная личная жизнь — были попыткой такого реванша. И если Иван Карамазов, не выдержав "слезинки ребенка", тихо и мирно сходит с ума, то Туллио-Висконти принимает вызов Творца. Противник не дуэлеспособен, и это дает право оскорбленной невинности применять любые средства. Туллио так же невинен, как и все люди. По гностикам Птоломею и Ераклиону (ученикам Валентина) Демиург — наполовину добр, наполовину зол и, следовательно, созданный им мир — таков же. Следовательно, снимается ответственность с человечества, и как говорил тот же Иван Карамазов: "Я знаю лишь то, что страдание есть, что виновных нет...".


Метафизически реваншистский бунт Туллио приводит к тому, что, восстав против относительного, половинчатого Зла Демиурга, он выбирает абсолютное Зло, вместо относительной несправедливости — несправедливость абсолютную. И, когда его жена с его матерью и с кормилицей ребенка уходят на Рождественскую Мессу, он, оставшись дома, служит свою собственную абсолютную Черную Мессу. Вся эта сцена овеяна атмосферой мистического ужаса, и жертвоприношение ребенка сопровождается огромным выбросом энергии, которую символизирует морозный ветер, дующий, как будто, из самой преисподней.
Но реванш не удался. Жена от него уходит, а его инфернальный киллер — графиня-Рак (Дженнифер О’Нил), обо всём узнав, грамотно пробивает по всем его болевым душевным точкам, проявив ницшеанское милосердие в толкании падающего. (Аналогичную роль сыграла Полина Виардо, Рак, в жизни Ивана Тургенева, Скорпиона). На глазах графини Туллио и стреляет в свое измученное сердце. Оно и понятно: нельзя вот просто так взять и убить младенца в Рождество!
Фильм можно было бы назвать "Чудовище", и это было бы правильно с объективной стороны. Но Висконти предпочел назвать его с субъективной стороны героя — и тогда получился "невинный". В исследовании и раскрытии этого парадокса заключается одна из основных учительных составляющих фильма.


 

promo drugoe_kino april 20, 13:31 3
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
Думаю, нелишне будет отметить, что фильм снят по роману Габриэлле д"Аннунцио, что многое объясняет

и что это объясняет?

Ну, весь циклопический замысел романа - Д"аннунцио был весьма склонен к романтическому пафосу, и масштабности в произведениях.

я читал роман
пафоса там overдофига, а вот масштабности особой не заметил

Тогда вы гигант.
Я Даннунцио, сколько не пытался читать, ничего не мог осилить. Доверился критикам - они сказали, мол, это было грандиозно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account