
Библейский "Вифлеем Иудейский" сегодня уже не иудейский.
Это административный центр провинции Палестинской автономии
с населением около 30 тыс. человек. [...]
Евреи на этой территории не живут.
Их даже не пропускают израильские военные
- чтобы граждане не стали заложниками
местных мусульман-экстремистов.
Поэтому гиды из Израиля, которые сопровождают
туристические автобусы,предпочитают
или выйти перед КПП, или же "раствориться" в салоне,
выдавая себя за одного из пассажиров.
(Из туристического путеводителя)
Время действия : Вторая палестинская интифада (так называемая интифада Аль-Аксы). На улицах, в автобусах и торговых центрах Израиля постоянно взрываются смертники. Единственный эффективный метод борьбы с таким видом терроризма — сбор разведданных от человеческих источников (Humint). Именно этим и занимается Рази (Цахи Ха-Леви), офицер службы внутренней безопасности.
Место действия: Вифлеем. Немало воды утекло в реке Иордан с того момента, как небо Вифлеема озарила рождественская звезда. Гражданское население пытается вести подобие нормальной жизни , лавируя между требованиями боевиков и обещаниями чиновников палестинской автономии. Первые разгуливают по узким улочкам города с автоматами за спиной, вторые — разъезжают на мерседесах. В свои 17 лет Санфур (Шади Мар'и) уже ведет опасную для жизни двойную игру.
Его старший брат Ибрагим (Хишам Слиман), командир вифлеемского подразделения Бригады мучеников Аль-Аксы, скрывается от израильских спецслужб. Санфур помогает брату в организации терактов и в то же время сливает информацию своему куратору Рази.

В отношениях между оперативным работником и его агентом-информатором, как и в семейной жизни, есть своя этика и своя психология. "Вифлеем" предоставляет зрителю возможность заглянуть на эту специфическую кухню. Рази называет Санфура "хабиби" (на арабском "милый", "дружок"), и в голосе харизматичного сотрудника ШАБАКа всегда звучит неподдельное тепло. А еще он точно знает, какого цвета майку выберет Санфур. Есть вещи, которые не понять суровому охраннику, в обязательном присутствии которого проходят все встречи наших героев. Кроме последней. Конечно же, Рази и Санфур часто лгут друг другу и окружающим. Иногда это ложь во спасение, и тогда ее последствия еще тяжелее расхлебывать.
"Вифлеем" не оперирует одномерными клише. Все основные персонажи вызывают смешанные чувства. Практически каждая сцена заставляет задуматься. Что чувствует палестинская семья, в дом которой неожиданно врывается вооруженный Ибрагим, отстреливающийся от израильских солдат? Каково отцу, у которого старший сын — террорист, а младший — информатор ШАБАКа? Кстати, оперативная кличка Санфура — "Исав". Мы несколько раз видим его идущим пешком по окрестностям Вифлеема. При других обстоятельствах эти каменистые склоны, поросшие оливковыми деревьями, могли бы казаться пасторальным библейским пейзажем. Именно на этом фоне разыгрывается по-библейски жестокая и лаконичная финальная сцена, которая ставит точку в отношениях Рази и Санфура.
Для того, чтобы оценить по достоинству этот отличный триллер, не нужно быть фанатом "Международной панорамы" и разбираться во всех тонкостях арабо-израильского конфликта. И в то же время специалисты в один голос утверждают, что "Вифлеем" отличает беспрецедентная, практически документальная точность в воспроизведении деталей и нюансов во всем, что касается методов работы израильских спецслужб и механизмов взаимодействия между палестинскими властями и различными террористическими группировками. Это, конечно же, заслуга соавтора сценария Али Уакада, который много лет работал корреспондентом за пределами зеленой черты.
Основная мысль, с которой любой зритель выходит после просмотра "Вифлеема" далека от политики и проста, как популярный статус в соцсетях.
It's complicated.

Community Info