ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Американский фильм, снятый в СССР
book
5x6 wrote in drugoe_kino
Я давно собирался написать серию постов о фильмах, незаслуженно обхаянных критикой, или просто обойденных вниманием и критиков, и зрителей. Начну, пожалуй, с советского фильма "Четвертый", снятого в 1972 г. по одноименной пьесе К. Симонов. В ролях - В. Высоцкий, М. Терехова, Т. Ицыкович (Васильева), А. Кайдановский, М. Лиепа, А. Джигарханян, Л. Дуров.

На этом месте я вижу удивленные глаза читателей - как же так получилось, фильм с таким актерскими составом, а я о нем никогда не слышал? Как так получилось, мы еще поговорим, а пока о самом фильме.

С конца 40-х до середины 50-х годов в Америке царил Маккартизм - позорное пятно на хламиде американской демократии, период, о котором сейчас никто в Америке не вспоминает без отвращения (замечание в скобках - статья Маккартизм в русскоязычной Википедии, к сожалению, есть полная чушь). Составлялись списки неблагонадежных, всемогущий комитет по антиамериканской деятельности вызывал на ковер бывших коммунистов, участников испанской войны, просто заподозренных в сочувствии коммунистам. Требовали называть имена товарищей по партии, по Испании. Особенно под прицелом оказалась творческая интеллигенция: Голливуд, театр, литература. Отказ от явки на заседание комиссии или отказ в даче показаний, приводил к преследованиям вплоть до ареста. Например, был арестован бывший коммунист, известный писатель Говард Фаст, и девять других деятелей искусства. Многие потеряли работу. Безусловно, по сравнению даже с хрущевским СССР, не говоря уже о сталинском, маккартизм был детским лепетом. Но для страны, построенной на принципах Билля о Правах, маккартизм был чудовищен.

О маккартизме написано и снято много - в первую очередь самими американцами, что не удивительно. Но удивительно, что Константин Симонов, знакомый с Америкой лишь по репортерским командировкам (но зато хорошо знакомый с тоталитаризмом вообще), написал пьесу, под которой могли бы с гордостью поставить свою подпись лучшие американские драматурги, например, Лилиан Хеллман, испытавшая прелести маккартизма на собственной шкуре. Еще более удивительно, что десятью годами позже не самый талантливый советский режиссер А. Столпер поставил фильм, который мои американские друзья смотрели, как до боли знакомые кадры из родной истории.

Сюжет фильма прост. Четыре американских летчика, сбитых в 1944 году, решают организовать побег. План хорош, но имеет один недостаток. Требуются трое смертников, но в случае успеха бежать сможет весь лагерь. Три летчика вызываются добровольцами. Четвертый (Высоцкий) хотел бы пойти с ними, но он не нужен. В отличии от трех остальных, которые погибнут с конкретной целью, его смерть никому не нужна. И командир экипажа посылает его обратно - с тем, что он жил, и жил так, чтоб им, его товарищам, не было за него стыдно на том свете.

Четвертый возвращается в Нью Йорк, находит девушку командира (Терехова), чтоб рассказать ей о его подвиге. Между ними завязывается дружба, потом любовь. Одновременно Четвертый, вернувшийся с войны (напомню, что в Америке прошедших плен считали героями, а не предателями), делает блистательную карьеру в качестве популярного журналиста. У него завязывается роман с сестрой главного редактора крупнейшей газеты - красивой, богатой, с железным характером (Ицыкович). В конце концов он уходит от Тереховой, дело идет к браку, что, естественно, только помогает его карьере.

А параллельно происходит то, что мы называем маккартизм. Друг Четвертого, по Испании, по интербригадам, танцор (Марис Лиепа; он сам поставил и исполнил танец, ничего подобного которому в балетном кинематографе не было до Лелюшевских "Одних и других" с неподражаемым Хорхе Донном), отказывается давать показания, указать на других интербригадовцев. Четвертый был казначеем организации испанских ветеранов, имел списки участников – но он уверенно, с достоинством незапятнанного журналиста, утверждает, что списков у него нет, кто в них был не помнит. - А как насчет Бена, брата вашей жены, он ведь тоже "испанец"? - Он лоялен. - Он коммунист? - Нет, он не коммунист. - Ну что ж, тогда вы не откажетесь пригласить его к себе, и поговорить с ним о его взглядах. Об остальном мы позаботимся сами.

И Четвертый пригласил Бена. Он сунул ему записку, что их подслушивают. Но Бен не хотел лгать своему боевому товарищу. Даже когда их подслушивали. И Бен попал в тюрьму. На два года.

Четвертый забыл это, как страшный сон. Женился на сестре главного редактора. Он богат, знаменит. Но вдруг все это оказывается под неожиданной угрозой. Бывший солагерник, сделавший блестящую военно-политическую карьеру, неожиданно приходит к нему, и рассказывает, что ЦРУ собирается провести некую акцию, которая может привести к новому кризису не хуже карибского. Друг требует, чтоб Четвертый опубликовал эти сведения в газете - и, практически наверняка, вылетел оттуда. Уже много раз приходилось Четвертому выбирать между совестью и карьерой, между правдой и конформизмом. И каждый раз он, не собираясь предавать самого себя и своих друзей, в конце концов предавал. Предавал не под угрозой жизни, а под угрозой потери комфорта, благосостояния, славы. И вот настал последний раз, и Четвертый, зная, что он опять предаст, приходит к Ней, той, которую сам предал, и ищет у нее поддержки. В пять утра самолет. Что же он решит, как поступит?

А теперь задумаемся еще кое о чем. Перед нами, казалось бы, ультра-советский фильм. В нем полно всевозможной, типично советской лжи и коммунистической пропаганды. В Германии сажают на 8 лет пастора за то, что он проповедует пацифизм. Итальянские рыбаки выходят на демонстрацию против американских баз, которую расстреливают из пулеметов (щас!). Омерзительная Америка. Замечательные коммунисты. Так почему же, черт возьми, такой правильный фильм, по пьесе члена ЦРК КПСС, с лучшими звездами советского кино - кладется на полку? Нет, конечно, его не запрещают. Но он не идет в кинотеатрах (я узнал о нем только на концерте, посвященном юбилею Лиепы, где показали отрывок с его танцем). Его не показывают по телевизору - во всяком случае, я такого не помню. О нем никто не знает. Даже сейчас - после перестройки никому не пришло в голову вытаскивать из запасников коммунистическую пропаганду. А советских зрителей от него успешно изолировали... Но почему? Ответ прост. Потому что идея этого, такого советского фильма, - глубоко антисоветская. Человек не должен идти на сделки с совестью ради карьеры. Человек не должен лгать, если это нужно власть имущим. Промолчать - это тоже солгать. Эти простые, но с такой силой показанные в фильме принципы подрывали не оболочку, а самые устои советского общества, построенного на лжи. Если маккартеизм в Америке был ложью и конформизмом, пытавшимся подорвать, загноить американское общество, то советское общество было само построено на лжи и конформизме. И такой фильм, как "Четвертый", подрывал эти устои в самом их фундаменте.


Вот почему я называют этот фильм американским фильмом, снятым в СССР.

promo drugoe_kino april 20, 13:31 3
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
Увы, жаль Вас разочаровывать, но фильм я пацаном смотрел в кино летом 1973-го. Дело было в небольшом городе Ромны Сумской области.
По телевизору "Четвёртого" тоже катали неоднократно, во всяком случае с середины 80-х, раньше не помню.
К тому же, хочу заметить, подобная проблематика — сделки с совестью, молчание взамен гарантий удобной и спокойной жизни — вовсе не была редкостью. Но тоже, конечно, на зарубежном материале, на "их" антураже. Не приходилось ли Вам смотреть "Интервью в Буэнос-Айресе"? Это по пьесе, кажется, Боровика-старшего. Такой же ходульный и прямолинейный, как и симоновский "Четвёртый". Спектакли шли в репертуаре самых разных театров страны, в том числе и московских. Один из спектаклей с Лазаревым и Мизери сняли на плёнку и тоже не раз крутили по ТВ. Это что-то про Латинскую Америку, почти про Чили. Было такое поветрие в совке - ставить кино про сопротивление латиноамериканским хунтам, не называя страны. Типа, все они одинаковые, везде генералы правят, подонки такие. Только в Никарагуа всё залюбись, да на Кубе Кастро друг и брат.

Да, и ещё пять копеек в ту же копилку. С тех пор, как о Высоцком стали делать передачи на телевидении, стали выпускать диски, "Четвёртый" небольшими тиражами прокатился повторным показом. Это уже во второй половине 80-х, я пару раз сходил на него в Питере. Высоцкий по тем временам был гарантией полного зала.

Edited at 2015-12-06 11:56 pm (UTC)

>К тому же, хочу заметить, подобная проблематика — сделки с совестью, молчание взамен гарантий удобной и спокойной жизни — вовсе не была редкостью. Но тоже, конечно, на зарубежном материале, на "их" антураже.

"Осенний марафон" вполне себе на отечественном материале

и где там сделки с совестью? да ради карьеры?

В Ромнах может и катали. В Молдавии, например, издавали книжки, которые в Москве было не пробить.

И середина 80-х это уже перестройка.

В Ромнах нас просто сводили на это кино, нас с братом отправили туда на летние каникулы, развлечений было мало, а его показывали на русском. Может быть, параллельно он и по столицам прокатывался. Впрочем, не знаю, утверждать не берусь. В лидеры проката точно не попал.

А вот по наведении справок оказалось, что и БДТ и Современник эту пьесу ставили. (Стыдно мне, как я мог запамятовать, у меня в книжке про Луспекаева есть фотография его в роли Бонара - роль Волонтира в кино).

Ставили, но, к сожалению, я тогда мал был. Интересно, современник, как и таганка, мог из самого коммунистическотго материала выкрутить адекватную подачу. Вспомнить хотя бы таганковскую мать, которая с фонарем ходила по залу, и, обращаясь к зрителям, говорила - "люди, посмотрите, как вы живете!".

Да, его многократно показывали по ТВ.
Вы немного не так акцентируете. Не потому этот фильм был не популярен, что его убирали, запрещали и пр., а потому что в семидесятые-восьмидесятые людей до того заманала политика, что они шарахались от любой идеологической шняги, невзирая на качество продукта. Про политику? - досвидос. Именно поэтому у нас лучшие, всем известные - Гайдай да Рязанов.
Ещё был роскошный фильм "Это сладкое слово - свобода", того же 72 года. Мне виделся в нем пульс реальности, понимания, его неимоверно украсила влюблённая Галина Мирошниченко, он просто фонтанировал свежестью и накалом страстей. НИКТО из моих тогдашних друзей-знакомых не пошёл его смотреть, не с кем было обсудить.
Призвать знакомых читать чрезвычайно мною любимого Симонова мне удалось уже в двухтысячных. Всем говорю - там точное внутренне ощущение человека во времени, внутри сталинизма, войны, советского общества. Придворный, лауреат - значит врёт и пропагандирует.





Ирина Мирошниченко


Фильма не был популярен, потому что о нем не знали. Я за свою жизнь встретил может двух или трех людей из тех, кому сейчас за 50, которые не то чтобы посмотрели - слышали об этом фильме до того, как его действительно пару раз показали с началом перестройки в конце 80-х.

К сожалению автор немного промахнулся во всем. И фильм многократно показан и тема об отказе от личного комфорта ради высших целей для Союза самая-самая расхожая. Иначе как было мотивировать строителей БАМа, газопроводов, городов-заводов оторваться от налаженного к концу 60-х началу 70-х комфортного быта и сорваться в тайгу, степи, вечную мерзлоту. Да и просто в армию в конце концов.
Уж чего-чего, а романтики, отказа от материального, отдания жизни за други, за идею, за любовь и прочее в Союзе было в преизбытке. Голову канарейкам - сверните.
Удивительно как иногда у нас нелепо поносят то о чем не имеют понятия.

Да не за идею же. А чтобы у всех был комфорт (а не у 10%). Газопровод - это же не икона. Это чтобы тепло в доме было.

Вы ничего не поняли из того, что я не писал. Собственно, и истории вы не знаете, путаете 20-е годы и Город на заре с 1970 и "а я еду, а я еду за деньгами, за туманом едут только дураки"

"советское общество было само построено на лжи и конформизме" - вы сами не поняли какой бред написали.
На лжи построено любое общество, с этим ладно, но в Союзе целенаправленно внушали людям идеи нонконформизма. И вектор их был как раз противоположен личному комфорту и т.д. и т.п.. И главным примером такого воспитания приведенный вами фильм - такие в Союзе снимались пачками, на такие детей из школы водили вместо уроков.
все не хочу больше слышать ничего из вашей чуши

Я тоже видела этот фильм и часто встречала упоминания о нем.
Почему фильм не был популярным? Потому что когда советские люди делают фильм об Америке и о бесчеловечном режиме там, в отличие от замечательного советского,  есть в этом фальшь. Огромная. И зрители это чувствуют.



Edited at 2015-12-07 05:31 am (UTC)

Нормальные люди, включая мнея, смотрели этот фильм и с первых кадров видели в нем "Жалобы турка".


Интересно, что Уловка 22 в СССР была издана министерством обороны. Переводчику, видимо, удалось пропихнуть издания, подчеркивая, что в романе описана АМЕРИКАНСКАЯ армия. А что советским читателям юыло наплевать на американскую армию, зато они моментально узнавали армию советскую - это воениздатовцам было невдомек. Киношники раскусили быстрее.

Советское общество было основано на пропаганде. Пользу хорошей пропаганды трудно переоценить. Не нужно идеализировать правду - в масштабах огромного государства она не работает. Если власть не будет лить в уши гражданам то, что делает их счастливее, обязательно найдутся те, кто будет лить им свои идеи. И угадайте какой направленности...

А я действительно не знала об этом фильме.
Недавно посмотрела фильм "Сквозь снег" (первый фильм по комиксу, который мне понравился). Многие рецензенты пишут: "Понятно, почему не было российского проката!" Думаю, это преувеличение, скорее, все же, прокатчики думают о прибыли, а здесь они на нее не рассчитывают... Хотя, кто знает, на выбор фильма для проката влияют множество факторов, и в принятии решения участвует множество людей.

Чем дольше живу, тем больше новостей из СССР. Показывали этот фильм и впечатление от него так себе. Вполне серенькая агитка, не стоящая особенного внимания. Особенно на фоне шедевров тех лет, типа "Калины красной", "А зори здесь тихие..." и прочих "Бегств мистеров Мак-Кинли" с импортными "О, Счастливчиками".

Забавно, человек осуждает пропаганду, а сам же ей и занимается, при этом очень топорно.

все правильно. обычно осуждают какую-то определенную пропаганду, которая чем-то не устраивает =)

Пропаганда - попытка убедить людей в своей точке зрения. Я же просто констатирую очвеидные мне факты.

Как и все фильмы, снятые в 60-х и в начале 70-х, этот фильм заставляет думать не только о своих потребностях, но и потребностях других. Фильм не может быть антисоветским, потому что его герои ставят общие интересы выше личных. Конечно такой фильм не может быть популярным сегодня, когда основой культуры есть потребление.


я на вашем месте вставил бы что-нибудь типа "как и все фильмы... было снят на кинопленке", чтоб было хоть одно осмысленное утверждение в комментарии.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account