Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Category:

В Москве прошли Дни иранского кино

-----------

Неделю назад в московском Доме кино прошли Дни иранского кино    -   к сожалению, из-за загруженности на работе смогла побывать только на торжественном открытии и посмотреть один фильм. Зато какой!!!

Фестиваль открыл Его Превосходительство Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран Мехди Санаи, а фильмом открытия стала "Траншея 143", которую я так и не успела посмотреть в сентябре в Казани, на Казанском Международном Фестивале Мусульманского Кино   -   есть всё-таки высшая справедливость и для нас, атеистов - хорошие непосмотренные фильмы всегда догоняют нас:).

Если в Казани "Траншея...." прошла почему-то практически незамеченной, то на проходящем сразу после казанского оренбургском Международном кинофестивале "Восток - Запад" режиссер фильма Наргес Абьяр получила приз за лучшую режиссуру, а исполнительница главной роли Мерила Зарете  -   приз за лучшую женскую роль. У себя на Родине Абьяр и Зарете получили соответственно приз зрительских симпатий и приз за лучшую женскую роль на иранском Международном фестивале "Фаджр". Справедливость этих наград понимаешь с первых кадров "Траншеи...", а досмотрев до конца, самый железобетонный и бесстрастный зритель не удержит слёз.

В иранском кинематографе тема ирано-иракской войны 1980-88 гг.   -   это целое большое направление, поддерживаемое на государственном уровне и породившее немало ярких кинолент. В историческом масштабе прошедшие со дня окончания войны четверть века   -    как одно мгновение, и для иранской нации воспоминания о минувшей войне чрезвычайно чувствительны и свежи. Ещё не все погибшие найдены и похоронены, много пропавших без вести, иранские школьники формируют поисковые отряды по поиску останков павших иранских солдат, ведут книги памяти. По всем канонам международного права в прошедшей войне Ирак выступил агрессором, посягнув на иранские территории, а для иранцев война была освободительной и справедливой. Кроме того, можно сказать, что Иран тогда действительно противостоял всему миру    -   на стороне Ирака выступили и Соединенные Штаты, и симпатизировавший Саддаму Хусейну СССР, и, по понятным причинам, коалиция Лиги арабских государств. Иранцы воспринимали ту, в общем, локального значения войну как мировой поход против суверенитета молодой исламской республики, и национальное кино, посвященное прошедшим событиям, чаще всего снимается в патриотически-пафосном стиле, с элементами героического эпоса, с четким делением на чёрное и белое.

Помимо героических батальных картин об ирано-иракском противостоянии существует и другая линейка фильмов    -   о поствоенном синдроме, о людях, переживших войну, об исторической памяти, о том, как минувшие битвы отразились на психологии и судьбе современного иранца. Фильм Наргес Абьяр "Траншея 143", несомненно, из этой категории. Героиня картины, проводившая сына на войну, живет ожиданием    -    мы видим её молодой женщиной, купающей новорожденного, затем опять же молодой матерью школьника и его сестер, затем молодой матерью новобранца, снаряжающей сына в армию, а затем начинаются изнуряющие, томительные десятилетия ожидания и надежд. Героиня Мерилы Зарете буквально проживает на экране эти десятилетия, на глазах превращаясь из молодой счастливой красавицы в старуху с потухшим взглядом, у которой война отняла смысл жизни и превратила её существование в ад безнадежности. Пятнадцать лет после окончания войны героиня носит примотанный веревкой к поясу радиоприемник, чтобы, не приведи Аллах, не пропустить радостную новость об обмене пленных и долгожданном освобождении родной кровиночки, но жестокое, неумолимое радио рассказывает о ком угодно, только не о её родном Юнисе.

Кульминацией фильма, несомненно, стала сцена марш-броска главной героини на другой конец страны, когда кто-то перепутал имена и сообщил матери об освобождении сына по обмену   -   окрыленная, опьяневшая от счастья устремляется она в дальний путь, забыв обуться, и на глазах молодеет в предвкушении встречи с сыном, о которой она столько грезила, которую так отчетливо себе представляла, к которой так долго морально готовилась, и когда в конце пути выясняется, что с войны вернулся другой парень, не её сын, она буквально на глазах съёживается, сморщивается, гаснет, взгляд подергивается мертвенной пеленой, и вот уже вместо цветущей сорокалетней женщины мы видим старуху, утратившую смысл жизни. За одну эту метаморфозу в кадре Мерила Зарете, разумеется, достойна высшей награды.

Финальные кадры фильма    -    матери наконец-то привезли сына, а точнее, то, что от него осталось,   -   пепел и обломки костей,   -   в гробу, накрытом иранским национальным флагом, и она укачивает сверток с останками, а перед глазами   -   вся жизнь, оставшаяся в воспоминаниях, то отчетливых, то смутных, как сновидение.

Сновидения   -   особый тканевой элемент картины. Перемешанные с явью, сны главных героев вплетены в повествование, превращаясь в пророчества, религиозные предзнаменования, ясновидение людей, потерявших надежду и переключившихся на иррациональные переживания. Разговоры с сыном, являющимся матери во сне, та самая траншея № 143, приснившаяся сослуживцам Юниса как указание места, где нужно искать погибшего товарища,   -   все эти полуреальные-полумистические видения составляют значимую часть психологии людей, переживших трагедию войны.

На другие фильмы сходить не удалось, но надеюсь, что и они рано или поздно догонят меня;).

Tags: иранское кино
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments