Несказанно обрадовалась, узнав о несмотренном ранее фильме Э. Рязанова. Почти о всех его работах могу говорить только с придыханием и восторгом, а особенно о "Небесах обетованных" - как о высокохудожественной, но беспощадной картине, раскрывающей российскую действительность ничуть не приукрашая и даже без намека на гротеск. "Небеса обетованные" - фильм всех времен и народов, где неизменно-низменная суть человеческая вывернута наизнанку и препарирована без остатка.
Но я отвлеклась, итак, "Предсказание" - могло бы считаться продолжением или черновым вариантом побочного сюжета "Небес обетованных": Снова Басилашвили, снова окружающий мир смутен, туманен, и, вместе с музыкальным сопровожденим уносит зрителя в некую зыбкую реальность, где все меняется и колеблется, и никак не может обрести устойчивость и равновесие.
Герой Басилашвили - пожилой, известный писатель узнает от случайной цыганки , что жить ему остается 24 часа. Кажется, он никак не реагирует на это известие. Или реагирует сениментально-старческими фантазиями, которые немедленно начинают воплощаться в нечетко прописанном, наполненном дымом, пространстве.
Из-за его нового друга, невесть откуда взявшегося, призрачного фантома, наделенного сверхвозможностями, - никогда не знаешь, что будет в следующий момент. Неплохо задуманный сюжет, сильно проигрывает от невнятно слепленного фэнтези.
В картине имеется множество досадных нестыковок: например, в начале фильма герой получает упрек, за то, что на творческом вечере назвал русских патриотов фашистами. В финале же фильма, без всяких на то предпосылок, он отказывается покидать Родину, из-за внезапно обуявших патриотически-пафосных чувств.
Эпизоды и задний план фильма навязывает зрителю смутные, перестроечно-бандитские времена, где не на что опереться, где нет правды, законов, нет определенных устоев, но в то же время мы видим процветающего, знаменитого писателя, материально благополучного, с шикарной квартирой и дачей. Ему правда, угрожают. Но угрожает опять же не власть и не разгулявшиеся от безнаказанности бандиты, а ревнивый муж его возлюбленной. Слащавый хеппи-энд, не сильно омраченный гибелью юного фантома-двойника, - опять же похож на сон пожилого идеалиста.
Здесь могла бы поставить точку, но кажется, не сказала главного: есть в этом фильме душа, человеческая душа, вопиющая о своей боли и желании абсолютного счастья. Предсказание- фильм-греза, фильм - мечта о любви, взаимности, понимании и вечной юности..
Community Info