ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Караваджо на экране: Дерек Джармен, 1989.
Lissa
shaherezada wrote in drugoe_kino

В Арсенале прошел одним сеансом фильм Караваджо, Derek Jarman, 1986. Биография Караваджо полна легенд, но и за каждой его картиной тоже стоит легенда. Мы их обсуждали на экскурсиях, стоя перед оригиналами в берлинской Gemäldegalerie. В фильме Джармена много кадров, посвящённых работам Караваджо, среди них и наша главная берлинская картина "Амур-победитель".
Фильм не линейно-повествовательный. Он скомпанован как поток сознания умирающего художника. Джармен не соблюдает хронологию, не придерживается последовательно ни одной версии биографических событий. В фильме есть цитаты из более поздней мировой живописи, например, инсценировка картины Давида "Умирающий Марат": Каравджо сидит в ванне и печатает текст на пишущей машинке; натурщица и возлюбленная Караваджо Лена повязывает платок как на картине Вермеера "Девушка с жемчужной серёжкой"; римские горожане 16-го века одеты как вполне современные люди; среди антуража фигурируют калькулятор, автомобили, электрические гирлянды в ресторане.
Игра актеров (Караваджо - Найджел Терри, Лена - Тильда Суинтон, Рануччо - Шон Бин) просто запредельная. Удивительный кастинг: актёры внешне почти один к одному воспроизводят живописные образы.
Особый приём - это живые картины, которые образуют натурщики. Джармен как будто соревнуется с Караваджо: кто способен создать лучшую картину? В кадре соседствуют известные работы Караваджо и реальные люди, выстроенные в композицию, повторяющую полотно. Несмотря на постмодернистский, коллажный характер образов, фильм передаёт тяжкую жизнь эпохи и внушает зрителю эмпатию к весьма условным персонажам. Зрителю доносит эти ощущения некий метаязык, формируемый совокупностью всех деталей, из которых каждая по отдельности кажется гротескной и недостоверной.

promo drugoe_kino april 20, 13:31 3
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
Метаязыком является спид Джармена

Метаязыком является спид Джармена ------

Странно, что я об этом не подумала. Хотя это первое, о чём нужно помнить. Весь фильм - под знаком смерти. Страсти и смерти.

Болезнь немаловажный, или ведущий фактор

Благодарю.
Картина заинтересовала.

Если будет возможность посмотреть фильм, просмотрите перед кино картины Караваджо. Они есть в сети:
https://www.google.com/search?q=caravaggio+images&rlz=1C1CHFX_deDE462DE462&espv=2&biw=672&bih=370&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&sqi=2&ved=0ahUKEwjj3aHBtaHJAhWGWywKHamyCR0QsAQIGw

Я смотрел его в 90-е в рамках ретроспективы фильмов Джармена. После его ранних фильмов, снятых на любительскую камеру этот показался вычурным и претенциозным. Еще один фильм, который у меня вызывает такие же чувства - "Небо над Берлином" Вима Вендерса. Такое ощущение, словно эти режиссеры в ранних своих работах были раскрепощены и непосредственны, а потом стали снимать фильмы, какие положено снимать "мастерам".


Edited at 2015-11-21 09:27 am (UTC)

Может, вы и правы. Фильм, конечно, пафосный. Мне Св. Себастьян нравится больше. Но всё зависит от установки. Я решила не замечать пафосности

Караваджо на экране: Дерек Джармен, 1989.

User logik_logik referenced to your post from Караваджо на экране: Дерек Джармен, 1989. saying: [...] Оригинал взят у в Караваджо на экране: Дерек Джармен, 1989. [...]

Дерек Джармен - очень перехваленный режиссёр. Собственно говоря, его имя сделала гомосексуальная тусовка, одно время заправлявшая в высших слоях киномоды. На самом же деле, Джармен - хороший дизайнер, не более того. Его уровень - киноклипы с песенками "Блонди" и Бой Джорджа. Когда он снимал полнометражное кино, получалось нелепо, до неловкости. Как будто юбиляр на торжественном обеде мимо стула сел.
А "Караваджо", с точки зрения кино, просто плохой фильм. Слабый сценарий, дурной монтаж, актёры, не понимающие, что они делают в кадре, напыщенная претенциозность...

Edited at 2015-11-21 11:16 am (UTC)

Может, вы и правы. Фильм, конечно, пафосный. Мне Св. Себастьян нравится больше. Но всё зависит от установки. Я решила не замечать пафосности

Там не только пафосность. Если спросить "О чём фильм?", то придётся сказать, что это нарочино невнятное описание частного случая ревности двух гомосексуалистов. Это даже не драма, потому что "Караваджо" убивает своего парнёра просто так, без видимого повода. Оправданием, с точки зрения режиссёра, должны быть мученически завёдённые к небу глаза убийцы в том момент, когда он всаживает нож в своего друга, как несколько раньше всаживал в него свой член. Больше никаких поводов для драмы, вроде бы, нет. И Караваджо, как художник, в фильме, весьма напоминает персонажа фильма-мюзикла Юнгвальд-Хилькевича "Сезон чудес", который тоже, закусив губу и сосредоточенно глядя перед собой, размахивает рукой, в которой держит кисточку. Вообще, в творчестве Джармуша много от Юнгвальд-Хилькевича, вплоть до использования британских аналогов Аллы Пугачевой и В.Преснякова.
То есть, никакой рефлексии по поводу искусства (и искусства Караваджо в частноти) в фильме нет. Героя вполне могли звать Пупыкин, Такобоско или Джаксон, но тогда фильм Джармуша не удостоился бы столь трепетных рецензий.

P.S. "Св.Себастьян", безусловно, намного лучше, потому что не скрывает своей "клиповости" и не пытается притвориться чем-то большим.

Edited at 2015-11-21 12:05 pm (UTC)

Караваджо убивает своего партнёра просто так, без видимого повода. ----
Но К. в фильме не гомо-, а скорее пансексуал. Эротика - это общая форма его реакции на живую материю. Убийство мотивировано не ревностью. Это месть за убийство Лены. Которая, таким образом, для К. - человек, а не ещё один футляр для члена. До этого он, поверив в невиновность своего любовника, поставил на голову весь божий свет, чтобы его освободить. Вплоть до папы римского. Таким образом, убийство мотивировано дополнительно ещё и гневом за обман. К. отличался вспыльчивостью, об этом пишут его современники. Ревность там особой роли не играет. Они же там все жили как группи.

З.Ы. В фильме "Сезон чудес" снимались дети моей подруги. Глеб и Аня. Глебу было 5, Ане 7 лет. Съёмки - одно из самых ярких воспоминаний их детства. О Ю.-Х. у всей семьи самые тёплые воспоминания. Он и после съёмок поддерживал с семьёй хорошие отношения, приходил к детям на ДР. Сейчас семья живёт в Лондоне. Для них было большим горем смерть Ю.-Х.
Вот ссылка на записб в ФБ от 13 ноября Симы Васильевой, моей подруги: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1067086549968130&set=pcb.1067092393300879&type=3&theater

обидели критика, не додали сюжета))))

рассцвет постмодернизма (знаю, звучит типа как заклинание). отсюда и клиповость, и "игра в" вместо "игры про" или "игры для".

Но Джармен не имеет отношения к постмодернизму. Сначала он играл в панка, потом в салонное кино для кинофестивалей.... Постмодернизм - это Спилберг после "1941", это Тим Бёртон, это Дэвид Линч, Гас Ван Сент, даже Стивен Фрирз, когда он делал "Опасные связи" и "Моя прекрасная прачечная". То есть, постмодернизм - это использование модернистских тактик в немодернистских целях и немодернистских тактик в модернистских целях. А тут? Что в "Караваджо" от модернизма? Элементы анахронизма? Но они чисто декоративные, они могли бы отсутствовать, фильм не изменился бы ни на йоту, так и остался бы невнятным рассказом о богеме, где все друг друга трахают и иногда убивают ни за что. То есть, это не тактический элемент, а просто "не пришей к п...е рукав", типа ритуальных обличений Сталина в перестроечном кино.
Джармена и Гринуэя приписали к постмодернистам, потому что постмодернизм был в моде. А они оба к постмодернизму не относятся никак.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account