ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
"Старые стены" 1973 г. Гурченко - Джигарханян - бездна неразгаданности и подтекста.
pycckux wrote in drugoe_kino

      Представьте себе производственный фильм с главной героиней Анной, всегда подтянутой, холодной директрисой  - этакой миловидной, но все же мымрой из Служебного романа, посвятившей свою жизнь  ткацкой фабрике за старыми кирпичными стенами. Мымра неожиданно для себя знакомится на юге с мужчиной и уезжая, не сразу, но соглашается взять его телефон. Спустя время, не зная зачем, видимо от душевного одиночества, звонит. Они встречаются и Володя сходу делает Анне предложение руки и сердца. Героиня не изменяя себе, отказывает, чтоб посвятить остаток жизни старым фабричным стенам.

Вот таким скучным и незначительным показался бы нам сюжет, если бы не гениальный актерский дуэт,  Людмила Гурченко и Армен Джиграханян, которые вносят в картину многослойность, недосказанность и глубину подтекста.
     Встреченный в санатории Володя показался ей не серьезным, ничем не примечательным, вобщем, не мужчиной ее мечты, - это прочитывается в ее взляде, не горящем и не смущенном, в пресном выражении не вдохновленного лица, - потому она и рассталась  с ним без сожаления и без намека на новую встречу.
Но вот снова родной поселок, и те же старые фабричные стены, те же производственные проблемы, круговорот дел, событий, людей, и то же щемящее одиночество. Анна набирает его телефон.
 
Дуэт Гурченко и Джиграханян очень тонко высвечивают отношения двух поживших людей, за плечами которых богатый жизненный опыт и устоявшиеся пристрастия. И если героиня Гурченко, изображающая недотрогу, демонстративно скидывает со своих плеч руку Володи, - с робостью нерастраченной души ждет страсти, признаний, быть может домогательств и красивых слов "я искал тебя, я  скучал, я верил..", то герой всем своим усталым видом и бездействием показывает, что добиваться ее и распыляться на красивые признания он не намерен. Согласна - да, а не хочешь - бегать за тобой не буду. Недаром говорят, что первое впечатление - самое верное. Нет, не герой ее романа! Нет, не орел!
    То же самое видит перед собой зритель: обычный работяга, не любящий сентиментальностей, простой и грубый. Но что мы о нем знаем?
Если ежедневные производственные будни героини: проблемы с планом, трудности во взаимоотношениях с новыми, молодыми руководителями, нехватка рабочих рук и даже то, как живут работницы фабрики и старые, предпенсионного возраста дамы в убогих комнатках фабричной общаги, и молодые, в расцвете лет, но запустившие себя замужние клуши, вроде ткачихи Ермолаевой - раскрыты зрителю в мельчайших подробностях, то отношения Анны и Володи остаются туманными, легкими набросками, чуть проступающими бледной акварелью на чистом листе бумаги.
       А как раздражают бесчисленные телефонные звонки, сплошь деловые, и ни одного долгожданного, от упрямого и бессердечного НЕГО. Хороший же мужик, но не орел! Но если... а вдруг... а быть может...
О чем думает Анна, загадочно улыбаясь, в одиночестве шагая по вечернему поселку навстречу старым кирпичным стенам - зрителю остается лишь догадываться....

promo drugoe_kino april 20, 13:31 2
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1

"Старые стены" 1973 г. Гурченко - Джигарханян - бездн

User logik_logik referenced to your post from "Старые стены" 1973 г. Гурченко - Джигарханян - бездна неразгаданности и подтекста. saying: [...] у в "Старые стены" 1973 г. Гурченко - Джигарханян - бездна неразгаданности и подтекста. [...]

Недавно посмотрела. Очень понравился.

тож хотел сказать, что буквально, на той неделе показывали по тв! смотрел с удовольствием. не хватает сейчас таких филмов! а вы как думаете?


конечно, не хватает, но я стараюсь смотреть подобные ленты чаще, дабы есть специальные каналы, где показывают старое-доброе)

Спасибо за рекомендацию. Посмотрю.

обязательно посмотрите.. в одиночестве и тишине.. Получите огромное удовольствие!

Отличный фильм, показывали не так давно, смотрела в который раз. Да, бездна подтекста, и каждый увидит свой. Герой Джигарханяна мне показался как раз орлом, ведь мог бы на юге и не подойти, а подошёл, мне кажется разглядев, что за холодностью и отстранённость не пустота. И в электричку впрыгнул, и предложение сделал, и в словах последних про возраст и про её место в его жизни - и страсть, и желание. Да только как он отвечает на её реплику "Можешь теперь рассказывать друзьям..." - "Хорошо, буду рассказывать." - и настоящий мужской и характер и отношение. Джигарханян дико убедителен. Во всяком случае я так его вижу. А финал мне кажется открытым. Для меня к возможному их движению навстречу друг другу очевиден пунктир тонкой линией проложенный через сюжет: помимо звонка и её порыва, просьба про письмо и его обещание при расставании написать, реплика о том, кто может уйти и гениальная отсылка через песню хора "Уронила колечко" к эпизоду в электричку, где пела девочка. И о чём она думает, когда под шум станков за старыми стенами идёт по посёлку? Но мелодия "Волны, катятся волны", что так мягко вплетается в этот привычный для её слуха шум, мне кажется, оставляет зрителю шанс поверить, что счастье, от которого они шарахались, как верно заметила дочь, возможно.

спасибо за прекрасный отзыв.. очень понятно все объяснили.. и я даже задумалась, что может быть все-таки орел?!
Но на танцах он к ней не подошел.. ее другой пригласил, а столкнулись они, когда Анна уходила с танцев. Получается, все же первый не он подошел, а она.
Реплика про письмо какая-то вялая. Мало ли что она сказала, мог бы все же позвонить.. а так получается, что ей все звонят, да только не он.
Нет, все же не орел.. или не настолько влюблен..
Все же пассивный он... Ни слова ласкового не сказав - замуж звать.. словно готов брать то, что в руки само идет без усилий с его стороны.
А она все это чувствует..потому в душевном раздрае

Да, не подошёл. Сейчас специально пересмотрела, по ТВ не с самого начала в этот раз начала. Но какой тонкий диалог у них на первых минутах фильма! И какая искренность в этой сцене на берегу! Можно даже говорить о близости, хотя буквально это не показали, но как она испугалась чувств - его, своих, не факта. Сбежала.
Вяло, не вяло сказал, главное - не внешнее, и в этом фильме как раз основное то, что у Вас вынесено в заголовок. Но всё же каждый увидит своё, что подтверждает Ваш ответ мне. Но в этой вариативности всё очарование, каждый может увидеть свою историю вне кадра, чего часто нет сейчас в кино, к сожалению.
Но это исключительно моё восприятие, повторюсь.

В фильме суть в том, что героиня Гурченко, как администратор, мудрее, чем как женщина. Она не решилась "ломать старые стены" в отношениях с мужчинами и упустила главную любовь своей жизни, того единственного, кто был равен ей по силе и уму.

Edited at 2015-11-19 07:38 am (UTC)

водитель грузовика, похожий на люмпена (ни цветов от него, ни конфет).. пусть даже бывший летчик, не может быть равным по силе с дамой-директором большой фабрики и депутатом..

"похожий на люмпена" - Персонаж Джигарханяна ничуть не похож на люмпена.
"ни цветов от него, ни конфет" - Ну у вас и представления о мужчинах... Настоящий мужэчина цветы и конфеты женщине не дарит. Он сам конфета и подарок, а подкупать подарочками - это удел задротов, которые "стараются понравиться".
"не может быть равным по силе" - Вот и героиня Гурченко так решила. Но авторы фильма показывают, что она сделала глупость из трусости. Испугалась. И это даже не ошибка - она всё прекрасно поняла, просто ей страшно стало: "а вдруг он сильнее?"

Edited at 2015-11-19 08:19 am (UTC)

Если про социально неравные позиции -- это правда, то их отношения действительно были бы обречены. Разные векторы, да и только.

Ну, там немного более сложно, чем социальное неравенство.

Фильм не смотрел, сужу по комментариям. Лётчик, шофёр это мир свободных аутсайдеров, а администратор и депутат -- функционеров. Как они могут соединиться? Так что конкуренция и ломка как минимум одной судьбы гарантированы. Поэтому "суперсамцы" не являются универсальной гарантией счастья для всех женщин (да и нафига?). Похоже, героиня Гурченко поступила мудро, выбрав из двух зол хотя бы своё.

Edited at 2015-11-20 10:31 pm (UTC)

Есть такое американское выражение "Бери, что хочешь, и плати за это" За всё надо платить. Одинокая и в душе несчастная героиня Гурченко мечтала о женском счастье - там, в фильме, это дано четко. Но когда она встретила своё счастье, причём именно в той форме, в какой ей мечталось, она отказалась платить за него.
Это и есть "старые стены".
Хочешь оставаться в старых стенах - ради бога, это очень удобно. Но ты перестанешь развиваться двигаться вперёд, с момента принятия решения начнётся деградация. А если хочешь идти вперёд, развиваться, преуспевать и дальше, будь любезна, ломай старые стены.
А фильм посмотрите. Очень неординарное кино, по изяществу и точности психологического расклада превосходящее "Простую историю" Клода Соте.

фильм хороший. наверное, без производства тогда про любовь не снять. в нём есть магия.

производственные старые фильмы 60-х 70-х годов сейчас смотрю с удовольствием.. Другие, более сердечные и человечные отношения,нежели сейчас. Денежный вопрос никогда не стоит на первом плане.

я бы не назвала их производственными. просто, жизнь у людей так проходила, на производстве, в коллективе. "загляните в семейный альбом" (с)
денежный вопрос не стоял, потому что самым необходимым были обеспечены и была уверенность в будущем.
сейчас с д\с люди включаются в рейтинговость и конкуренцию. я знаю, ни к чему хорошему это не приведёт, т.к. подпитка броунинга происходит мифами про золушек и трудоголиков, а на самом деле после 35-ти наступает полное истощение. поэтому на работу после 35-ти не берут. насаждение кредитования заставляет шевелиться, но и это дистанция в 20-ть лет, после - крах, если ты не идиот. а у нас нация неидиотов.
старое кино напоминает как можно жить. :(

Как правильно тут, выше, сказали, Джигарханян как раз орёл во всех смыслах. Это мужчина, альфа-самец, но с мозгами.
И героиня Гурченко испугалась - она привыкла всегда и во всём командовать, не идти на компромиссы, но тут увидела перед собой человека, мужчину, которому будет вынуждена подчиниться, потому что он видит её насквозь. И это её напугало. Так что она готова даже растоптать свою и его любовь, лишь бы отстоять свою позицию "над всеми".
Фильм, конечно, замечательный.

внешне - да.. но что в его поведении было от поведения суперсамца?
вялый и безынициативный..
когда на юге прощались, мог бы крикнуть:
- я тебя все равно найду!
Нет же не крикнул.. и искать не собирался..

Суперсамец отличается от задрота тем, что не кидается на любое живое существо жеского пола с криком "приди, я всё прощу". Суперсамец не болтает, а пользуется и уходит. Но в данном случае Настоящий Мужчина с удивлением обнаружил, что очередная самка тоже проявляет наклонности мачо. Он заинтересовался - заглянул ей в глаза - и увидел родственную душу.
Он оценил её по достоинству и предложил равное партнёрство, но она испугалось, что он её победит, и от партнёрства отказалась. Для неё быть вечным победителем всех-всех-всех оказалось важнее, чем стать счастливой женщиной.

Такой вот расклад в "Старых стенах".

интересный камент.. чувствуется, что фильм вы смотрели не поверхностно..
Если все именно так, как вы написали, то Анна поступила верно. Быть замужней клушей, заглядывающей мужу в глаза она не сможет. смогла бы, может даже мечтала об этом всю жизнь, но только видя любовь в глазах партнера, чувствуя, что ею дорожат.. А этого а герое - нет! Потому она выбрала одиночество и свободу.. насмотрелась она на других баб, да и на свою дочь, умницу и красавицу, к которой клеятся "тюлени"

Фильм как раз показывает, что героиня Гурченко сделала ошибку. Персонаж Джигарханяна "расшифровал" свою возлюбенную верно и оценил по достоинству - он даже приехал к ней, чего такие мужчины никогда не делают. Но она - испугалась, не смогла поверить, что вместе с любимым человеком она станет сильнее. Она его недооценила. И - упустила единственный шанс своей жизни. Осталась внутри "старых стен", которые не дадут ей развиваться дальше.
В этом смысл фильма и именно это проходит через весь сюжет почти незаметными деталями.

///он даже приехал к ней///
не к ней домой, а на вокзал. И весь такой послушный:
ему говорят "не звони мне, лучше - напиши"
Он и не звонит. И все время ждет первого шага от нее. А может и не ждет никакого шага..
Дважды был женат.. но видимо ни одну женщину не смог сделать счастливой..
Героиня не пожелала быть третьей.. И правильно сделала. Осталась директором с сохраненным достоинством, но не униженной и измученной нелюбовью клушей.

"И весь такой послушный" - Нифига себе послушный.
"Он и не звонит." - Естественно. Он сделал шаг навстречу, проявил добрую волю, теперь она должна решать. Он за ней бегать не будет, он не маменькин сынок.
"но видимо ни одну женщину не смог сделать счастливой" - Просто они оказывались тряпками на его уровне. Клушами. А ему клуша не нужна, ему нужна сильная женщина, партнёр.
"И правильно сделала." - Ну-ну.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account