ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
EISENSTEIN IN GUANAJUATO (2015)
Lissa
shaherezada wrote in drugoe_kino

Фильм Питера Гринуэя EISENSTEIN IN GUANAJUATO я посмотрела в прошлую пятницу второй раз. Первый раз - в феврале, на Берлинале. Тогда меня ослепили визуальные эффекты, и я не смогла следить за диалогами, хотя - спасибо актёрам! - их английский язык настолько прекрасен, что слышишь все нюансы. Уже тогда, в феврале, в российской прессе появились возмущённые статьи о том, что "такое кино русскому народу чуждо", фильм в России к прокату не планируется, а общественность, не видевшая фильма, заранее возмущена. Мединский не дал Гринуэю разрешения на работу в архиве Госкино.

Еще в студенческие годы (конец 60-х) я купила у букинистов альбом мексиканских рисунков Сергея Эйзенштейна. Альбом очень старый и дорогой. Это была графика. Сюжеты - перевёрнутые вниз головой распятия, часто вместо Иисуса распяты бык или осел. Запутанные в замысловатые узоры и орнаменты люди, занимающиеся сексом, в том числе и однополым. Экзотические растения, типа кактусов, стилизованные под гениталии... Этот альбом прожил у меня в общежитии долгую жизнь, украли его уже в аспирантуре. Слава богу, что не сразу, к чему была готова при покупке.

Питер Гринуэй повествует о годичном пребывании Эйзенштейна в Мексике. Он работает над фильмом Que viva México - "Да здравствует Мексика". 1931 год, в СССР уже сгущается атмосфера преследований и репрессий. Деньги на мексиканский проект Эйзенштейна дают американские левые интеллектуалы, сочувствующие идеям коммунизма и сталинскому режиму. Главным донатором выступает писатель-коммунист Аптон Синклер. В Мексике среди знаменитостей, встречающих Эйзенштейна, Фрида Кало и её муж Диего Риверо. Эйзенштейн ощущает себя звездой, он ведёт себя вызывающе: капризничает, шокирует окружающих эксцентричными выходками, не обращает внимания на финансовую сторону проекта и на обязательства перед своими спонсорами. Всё это, в конечном счёте, приводит к конфликту с Аптоном Синклером. Эйзенштейн покидает страну с незавершенным проектом. Такова фабула, сюжетная рамка.

Для Гринуэя главное не "что", а "как". Он „присваивает» коронный приём Эйзенштейна - "Парад аттракционов", создаёт коллаж из разнородных фрагментов, из цитат материала, отснятого Эйзенштейном в Мексике и из его фильмов. Фильм Гринуэя совершенно не годится для просмотра на малых киноэкранах, не говоря уж о том, чтобы смотреть его на телевизоре или на компьютере. Действие развивается динамично, зрелищно, эротично. Эйзенштейн в сопровождении своего гида осматривает знаменитые подземные копи, музей мумифицированных мертвецов с трагическими гримасами на лицах, католический собор со слепоглухим звонарём, старинный театр, ступенчатые пирамиды доколумбовых цивилизаций. Живёт Эйзенштейн в роскошном гостиничном номере с прозрачным полом и душевой кабиной со стеклянными стенами в центре гостиной. Его помощник-гид — аристократического вида интеллектуал, профессор этнологии в местном университете. Он молод и красив, он дразнит своего бледнотелого подопечного рассказами о сексуальной свободе, которой народы не развитого в промышленном отношении Юга могут поделиться с более успешными северными странами. Между обоими мужчинами начинается роман, их телесная близость показана во всех деталях, но сексуальное действо оформлено как постколониальный дискурс: символический реванш колониальных обществ над колонизаторами.

Весь кинотекст от начала до конца напичкан символикой, например, у себя в номере Эйзенштейн постоянно слышит непонятные звуки: кто-то стучит по батареям отопления, сантехника в душе выходит из строя, трубы шипят и обвисают, потом взвиваются под напором воды... Это — указание на обстоятельства смерти Эйзенштейна. Он умер от инфаркта в 1948 году, один в квартире, и перед смертью стучал по батареям, чтобы соседи услышали и пришли на помощь. Спустя почти 70 лет после его смерти Питер Гринуэй доносит этот стук до зрителей фильма.

promo drugoe_kino april 20, 13:31 3
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
спасибо за рецензию... буду искать этот фильм, люблю его фильмы. Сюжет очень интересный.

Для этого фильма нужен большой экран. Гринуэй часто использует split screen, вы ничего не увидите на компьютере

у меня неплохой экран на стационарном компе... широкоформатный и заточенный под графику. можно много что настраивать вручную, хорошо на нам все смотреть, попробую.

Да, это тоже выход. Но при случае пойдите на прокатный показ. Это будет другое знание фильма.

EISENSTEIN IN GUANAJUATO (2015)

User bono60 referenced to your post from EISENSTEIN IN GUANAJUATO (2015) saying: [...] Гринуэй доносит этот стук до зрителей фильма. Оригинал взят у в EISENSTEIN IN GUANAJUATO (2015) [...]

феерический фильм! хотя критики справедливо сравнивуют Эйзенштейна в фильме с Амадеем Формана.

О! Точно! Амадей такой же клоун и капризник, как и Эйзенштейн. Тот же тип личности.

Мне тут сказали, что фильм будет в прокате в России. Очень бы хотелось, чтобы его показали на больших экранах.

я СИЛЬНО удивлюсь, если он даже в ограниченный прокат выйдет

В свете предшествующего столкновения Гринуэя с минкультом и Госкино, отклонивших его сценарий, это выглядит нелогично. Очень жаль. В Берлине выход в прокат тоже сильно задержали. Собирались сразу после Берлинале (в феврале), но в реале официальный старт назначен на 12 ноября.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account