ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Пригоршня долларов Курасавы, или как хорошо быть обворованным
ggarina wrote in drugoe_kino
Оригинал взят у oadam в Пригоршня долларов Курасавы, или как хорошо быть обворованным
   12 сентября 1964 года состоялась премьера фильма, построенного на плагиате, и принесшего обворованному режиссеру денег больше, чем все фильмы снятые им до и после этого.
     Все, кто любит кино знают, что знаменитый вестерн Серджио Леоне «За пригоршню долларов» является ремейком снятой за три года до этого самурайской драмы Акиры Куросавы «Телохранитель», в котором помимо сюжета позаимствованы приёмы съёмки вплоть до мельчайших деталей. Но мало кто знает детали того, что происходило после.
A_Fistful_of_Dollars-1
.
      «За пригоршню долларов» был снят при небольшом бюджете в $ 200,000 (из которых Клинт Иствуд получил $ 15,000), и позже Леоне будет утверждать, что продюсеры просто пожадничали, и не заплатили Акире Куросаве несчастных $ 10,000 за покупку авторских прав на адаптацию его фильма «Телохранитель».
     Продюсеры фильма Арриго Коломбо и Джорджио Папи будут сначала уверять, что они понятия не имели о том что режиссер снимает не свой фильм а ремейк, и Леоне их об этом  не предупредил. Потом они будут говорить, что посылали Акире Куросаве предложение о покупке, но не получили ответа.
A_Fistful_of_Dollars-6
.
     Но скорее всего никто Куросаве денег платить не собирался, поскольку создатели не предполагали, что малобюджетный проходной итальянский вестерн вдруг получит ошеломляющий успех во всём мире, откроет целую эпоху популярности «спагетти-вестернов», введет Серджио Леоне в число крупнейших режиссёров мирового кинематографа, а 34-летний малоизвестный до этого в США американский актёр Клинт Иствуд, из Италии  покорит сердца всех американцев.
A_Fistful_of_Dollars-7
.
      «За пригоршню долларов» стартовал в кинотеатрах Флоренции 12 сентября 1964 года, и совершенно неожиданно получил восторженный приём у зрителей и критиков. О котором Клинт Иствуд, совершенно не интересуясь судьбой фильма, узнал от своего агента лишь через три недели спустя. Быстро добравшись до Рима и распространившись по всем кинотеатрам Италии, фильм собрал в прокате денег больше, чем любой другой итальянский фильм до него.
     В 1965 году начался мировой прокат фильма – в марте он был показан в Западной Германии, в сентябре в Испании, а в декабре добрался до Японии.
A_Fistful_of_Dollars-4
.
     Посмотрев «За пригоршню долларов», Акира Куросава написал Серджио Леоне письмо со словами «Это очень хороший фильм. Но это мой фильм», и с вопросом «Что делать будем?».
     И хотя Леоне вяло возражал, его собственный фильм уникален, а Курасава сам плагиатор, адаптировавший на японский лад два детективных романа Дэшила Хэммета, но стоит посмотреть и сравнить оба фильма и станет очевидно, что «За пригоршню долларов» – это хотя и американизированная, но полная копия «Телохранителя».
A_Fistful_of_Dollars-5
.
     Японский режиссер не предпринимал никаких мер по защите своих авторских прав, пока «За пригоршню долларов» показывали в Европе и Азии. Но когда добрался до самой денежной нивы мира – кинотеатров США, оказалось что адвокаты Куросавы заблокировали показ этого фильма в Америке.
     И американские дистрибьюторы, хотя и были кровно заинтересованы в прокате сверхприбыльной картины, отказались её приобретать, пока не будут урегулированы все спорные вопросы относительно авторских прав.
A_Fistful_of_Dollars-2
.
     Русскоязычная Википедия пишет (а вслед за ней другие повторяют), что «Судебное разбирательство создатели фильма проиграли». Это неправда, никакого суда не было, и возникший спор был урегулирован внесудебным соглашением между создателями фильма и Куросавой.
     Англоязычная Википедия пишет (а вслед за ней другие повторяют), что по условиям этого соглашения Куросава получил $ 100,000 плюс 15% выручки от мирового проката фильма, плюс эксклюзивные права на прокат фильма в Японии, Тайване и Южной Корее. Это не совсем правда, поскольку детали того досудебного соглашения так и не были раскрыты, и они доподлинно неизвестны до сих пор. А озвученные его условия, являются лишь просочившимися в прессу утечками.
A_Fistful_of_Dollars-3
.
     Но когда исследователи утверждают, что от проката фильма «За пригоршню долларов» Акира Куросава получил денег больше, чем от проката всех собственных фильмов вместе взятых, это правда.
     Ну посчитайте сами: только в США на сегодняшний день (а доходы от телеканалов за его показ поступают до сих пор) фильм Серджио Леоне собрал $ 14,5 млн, из которых $ 2,175 млн. отошли Акире Куросаве. И это только в США, не считая всего остального мира.
Yojimbo-6
.
     Акира Куросава по праву считается мэтром мирового кино, причем за рубежом он всегда пользовался большей популярностью, чем у себя дома. Но прокат всех его фильмов, ставшие классикой кинематографа, принесли режиссеру денег меньше, чем 15% выручки от проката «За пригоршню долларов».
     Фильма, за ремейк которого в 1964 году, ему сразу пожалели заплатить несчастных десять тысяч долларов.

promo drugoe_kino april 20, 13:31 2
Buy for 150 tokens
Рекомендации в телеграм-формате. Добавляйте пост в избранное, если хотите каждый день читать новые рекомендации по фестивалю. Пост будет обновляться. Честно говоря, не блещет, на мой вкус, юбилейный ММКФ шедеврами, но что-то посмотреть безусловно стоит. 26.04 Последний день кинофестиваля -…

  • 1
в 1996 был снят ещё один ремейк, Last Man Standing с Брюсом Уиллиссом

Интересная история

Спасибо! А как было в Великолепной семеркой - ремейком Семи самураев того же Куросавы?

Edited at 2015-10-27 06:11 am (UTC)

в комментариях к оригинальному посту (http://oadam.livejournal.com/405518.html) автор как раз рассказывает и о остальных фильмах. Там, в комментах, на самом деле и других интересных деталей много :))

Скупой платит дважды.Ну иногда хотя бы.

Я как то посмотрел фильм телохранитель и буквально на первых минутах ахнул от неожиданности, сцена с собакой с отрубленной рукой в пасти - а где это я мог видеть? И правда я видел это в фильме "12" - Н. Михалкова!!! Оказывается мало было барину всея Руси адаптировать сюжет "12 разгневанных мужчин", так еще и сцену с рукой требовалось украсть...

Без паники. Этот эпизод растиражировали и до Михалкова. Не вспомню сейчас, где именно, но как минимум в двух фильмах видел эту "цитату".

В Wild at Heart, например.
Но вообще-то сам Куросава позаимствовал этот кадр у Бунюэля, из фильма "Назарин".

познавательно, спасибо.

Оригинальное обсуждение наглядно показывает мифы, распространенные среди русскоязычных киноманов:

1. Иствуд до Леоне был никому неизвестен (хотя там же кто-то заметил, что он за последний эпизод в Rawhide он получил $110 000).
2. К моменту выхода фильма вестерны вышли из моды, их не снимали и на них не ходили. На самом деле Голливуд выпоскал 10-20 вестернов в год с завидной стабильностью, и никаких признаков упадка в 1963-1967 гг не наблюдалось.
3. Фильм Леоне имел беспрецедентный успех. На самом деле успех был неожиданный, но отнюдь не беспрецедентный. Снятый в то же время How the West was won сделал 46 лимонов - против леоновских 14. И те в основном после двух следующих фильмов, каждый из которых был все более и более популярным.
4. Фильм Леоне не просто технически является первым известным спагетти-вестерном, но знаменует полностью новое направление в вестерне, о котором сами мариканцы ваще не догадывались. На самом деле, к началу 60-х американской публике начал поднадоедать герой типа "Белая шляпа", весь из себя такой хороший, типа Шейн или Ровно в полдень. Американские вестерн-махеры это поняли уже в 1960 году, когда вышла не-такаяуж-великолепная семерка (часть которой полезла в драку чисто за бабки, а при первой неудаче собрались было бросить бедных фермеров на съедение), в 1962 совершенно нестандартный персонаж убьет Либерти Вэйланса, в 1963 появится упоминавшееся Завоевание Дикого запада, в 1965 вестерн будет удачно скомбинирован с Гражданской войной в Шенандоа (ср. более поздний Хороший, Плохой, Злой), в 1966 прямолинейность Шейна окончательно уступает многомерности Дилижанса, и только в 1967 г. на американский экран выходит - вполне в духе нового стиля, - Пригоршня долларов. Достаточно новаторская, но отнюдь не революционная.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account