Небесный землемер (lookaround) wrote in drugoe_kino,
Небесный землемер
lookaround
drugoe_kino

Categories:

Фестиваль "2morrow/Завтра". Киноуикенд-2015

В Москве состоялся, а в Новосибирске скоро стартует киноуикенд фестиваля "2morrow/Завтра". Посвящен он короткому метру и если кто подумал, что "короткометражка" - синоним непрофессионализма и скуки, тот он очень глубоко заблуждается. Отсмотрев примерно половину киноуикенда, хочу поделиться впечатлениями и мыслями.

OutubroAcabou1


[ПРО КОРОТКИЙ МЕТР]Короткометражки - сложный жанр. Наверное, в первую очередь, для организаторов фестиваля. Скомпоновать программу из совершенно разных картин, чтобы при этом не было однообразия или чрезмерной эклектичности - это, конечно, вызов. И тут снимаю шляпу перед куратором фестиваля Анной Меликовой. Все "линейки", которые я смотрел, были весьма сильные, интересные и разнообразные. Короткометражки - жанр сложный и для зрителя. Посмотреть за два часа 5-6 полноценных историй, некоторые из которых, могут вывернуть душу наизнанку - большой эмоциональный и интеллектуальный труд. В этом смысле, не представляю, как можно смотреть две-три "линейки" подряд. Мне, по окончанию каждой из программ, хотелось либо обсуждать увиденное, либо гулять в одиночестве.

Огромный плюс, и он же минус, сборников короткого метра - никогда не знаешь, что увидишь. Разный уровень работ, разные художественные решения, разная актуальность тем - всё это с одной стороны, не гарантирует удовльствие от просмотра, а с другой - даёт очень высокие шансы найти нечто уникальное. По сути, сборник короткого метра - это кинофестиваль в миниатюре. Со всеми вытекающими.


[ЛУЧШЕЕ ИЗ УВИДЕННОГО]Московский киноуикенд состоял из нескольких линеек - был тут и конкурс, и смотр ранних работ именитых режиссеров, и короткометражки-прототипы недавних громких премьер, и показ работ новых российских киномастерских. Я постарался зацепить каждую из "линеек".

io-non-posso

Блок "Культовые. Начало", предназначенный скорее синефилам-эстетам, насыщен ранними работами актуальных режиссеров современности - тут и дядюшка Джо (он же Апичатпонг Вирасетакун), и Триер, и братья Дарденны, и обладательница прошлогоднего Гран-При Аличе Рорвахер, и покончившая с собой совсем недавно Шанталь Аккерман, и много кто ещё. Я же хотел бы выделить две работы.

"Блок Кента" - весьма тонкая зарисовка румынского режиссера Кристи Пую не только про непростые взаимоотношения отца и сына, но и про взаимоотношение двух эпох - до и после развала советского строя. Несмотря на кажущиеся радикальные перемены в жизненном укладе, есть в Румынии и вечные ценности - как и прежде, чтобы устроиться на хорошую работу, надо дать взятку. И блок американских сигарет с пачкой итальянского кофе - универсальная валюта в таких вопросах.

Кинопритча "Вход с животными запрещен" Микеланджело Фраммартино, автора бессловесной картины "Четырежды", подкупает своей глубиной и остротой высказывания. Всем известно с детства: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Но многие путают ответственность с милой и ни к чему не обязывающей "маленькой добротой". Эту разницу итальянец Фраммартино показывает ярко, беспощадно, остроумно. И всего за 2 минуты! Гений!


Из конкурсных работ я посмотрел только треть, при этом, судя по рекламному ролику, наверно, далеко не лучшую треть, но всё же весьма интересную. Я бы даже сказал, познавательную. В весьма сложной и неровной работе "Бери, что унесешь" очень выделяется одна сцена - танцевальный перформанс (а может это и сеанс танцевально-двигательной терапии). Сцена очень сильная, эмоциональная и насыщенная экзистенциальными смыслами. Собственно её и одной хватило бы для полноценной картины. Также, на грани психотерапии и искусства лежит полудокументальная лента "Уважаемый режиссер" - письмо к Ингмару Бергману о преображающей силе кинематографа и о границе между Собой и Другим.

Особняком от всего, даже от других "экспериментальных" работ, стоит трэш-картина россиянина Михаила Максимова "ММТП. Обмяк". Фантастический диалог между "великими русскими мыслителями" - Мамлеевым, Маслаевым,Тарковским и Платоновым. "Мыслители" принимают весьма оригинальную форму: Тарковский похож на помятый картон, Мамлеев и Маслаев - на уродливых демонов из "Унесенных призраками", а от Платонова и вовсе осталась только "чеширская" улыбка. Обсуждает эта четверка новый думский законопроект "О наращивании земной гравитации", дабы никто никуда не улетел. Актуально! Метафоры-то весьма прозрачны.

Обмяк

Среди всех киномастерских, представленных на фестивале, я выбрал документальную мастерскую Марины Разбежкиной. На сегодняшний день, по момему убеждению, эта самая сильная киномастерская - и не только среди документалистов. Уровень близости к реальности, актуальность, оригинальность сюжетов - по всем этим параметрам работы "разбежкинцев" дадут огромную фору даже игровикам, особенно если мы будем смотреть на средний уровень (гении они всегда гении). Учит Разбежкина, видимо, и какой-то особой документальной киномагии. Ну, потому что, скажите, разве можно неотрывно 20 минут смотреть на трех старушек, наводящих порядок у себя "В шкафу"? Или наблюдать 40 минут весьма жалкие, в музыкальном смысле, потуги начинающего клавишника, и что ещё хуже, солиста? ("Ямаха").

И если историю маленькой балерины("Моя приемная сестра") можно ещё представить как игровую ленту, то, например, документальная драмедия (я тоже не знал, что такое возможно) "Дорогой Резо" о жизни грузина-экстрасенса, налаживающего отношения своих клиентов и не способного изменить к лучшему свои - картина, которая в принципе не смогла бы состояться в игровом формате, не скатившись целиком либо в комедию, либо в драму. Иначе никак - закон жанра. Но оказывается, что подлинность героя скрепляет смешное и печальное не хуже цемента, а "разбежкинская" магия обеспечивает интерес зрителя к картине без всяких фокусов, спецэффектов и даже без актерской игры.

форбах

Киноманский праздник - блок "Прототипы". На мой взгляд, самая яркая "линейка" фестиваля. Во всяком случае, по эмоциональному отклику. Короткометражные ленты, послужившие прологом к большим картинам и будущим шедеврам. Сочная, живая, по-авангардному документально-игровая лента "Party Girl" выросла из не менее жизненного короткого "Форбака" - истории одной семьи, где старший сын добился славы, а младший живет в глухом провинциальном городишке и присматривает за своенравной, но весьма очаровательной матерью.

"Глухота" Мирослава Слабошпицкого - словно бы сцена, невошедшая в его немое погружение в мир глухих, картину "Племя".  Мир, в котором ни слов, ни музыки... а вот силы есть. Точнее, тотальное насилие. Пока только оно. Да ещё гул мотора, такой же тотальный. Позже, в полном метре появится ещё и Любовь.

Тему насилия затрагивает также картина "И терпение кончается" Ласло Немеша. Неторопливо разворачивающийся сюжет о раздражающих звуках за окном внезапно и мастерски приходит к шокирующей кульминации. После такого не удивительно, что и новая работа Немеша, "Сын Саула", произвела фурор в Каннах.

Другая лента с внезапной развязкой - психологический триллер "Когда Мэри видели в последний раз". Начинаясь как классическая молодежная мелодрама, фильм Шон Даркина несколько раз обманывает ожидания - и самые светлые, и самые темные. Напоминая, в очередной раз, что жизнь много сложнее голливудских клише.


glory-at-sea

Картина Бена Зайтлина "Спасение"("Glory at Sea"), прототип "Зверей дикого Юга" - самое сильное моё впечатление и безусловная жемчужина фестиваля. Фантасмагорическое осмысление новоорлеанской трагедии заставляет пребывать в очень сложных чувствах. Тут и радость с эйфорией, и горе с печалью, и страх, и гордость с предубеждением, и удивление, и умиление... и всё это одновременно. Эдакая эмоциональная центрифуга, где все переворачивается верх дном, а потом хором идет ко дну. В какой-то момент, в след за Феллини, хочется воскликнуть: "И корабль плывет!". Да, сюжет "корабля дураков" не нов, но "Спасение" рассказывает его уже новым киноязыком - Феллини я могу смотреть только через силу, а здесь я "залип" с первых же кадров. Картина-Евангелие, благовещающая нам(в который раз), что Смерти нет, а Любовь вечна!

Tags: 2015, 2morrow/Завтра, Бен Зайтлин, Кристи Пую, Ласло Немеш, Микеланджело Фраммартино, Мирослав Слабошпицкий, Шон Даркин, короткий метр, короткометражки
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments