nejnyi_demon (nejnyi_demon) wrote in drugoe_kino,
nejnyi_demon
nejnyi_demon
drugoe_kino

Categories:

Субмарино (Т.Винтерберг, 2010)

       Жили-были два брата. Раньше их было трое, но один умер в младенчестве, так и не успев получить имени. Да и у этих двух жизнь пошла наперекосяк. Можно посетовать на злодейку-судьбу, но на самом деле все намного проще. Иначе в данной истории и не могло быть. Неизбежное классовое деление даже в цивилизованном равноправном обществе весьма эффективно разграничивает среды обитания и минимизирует возможности пересечения границ. Выйти из системы можно, если вдруг случится сбой программы. Но даже вытянутый счастливый билет не гарантирует ничего – слишком сильны связи, тянущие обратно, в привычный с рождения мир. «Субмарино» предлагает погрузиться на глубину и рассмотреть дно внимательнее.

Неудивительно, что есть что-то общее и предсказуемое в жизни представителей так называемого «социального дна». То ли есть какой-то потолок, выше которого не прыгнешь, то ли социальньй лифт ожидаемо застревает на определенном этаже, то ли действительно работает поговорка «от осинки не родятся апельсинки», и дети повторяют жизнь своих родителей, потому что не знают, что можно прожить ее иначе. В любом случае, мало кому удается подняться на верхний этаж, и это лишь редкие счастливые исключения, о которых снимают добрые и мотивирующие фильмы. Но «Субмарино» не из них. Здесь во всей красе показан тот самый замкнутый круг, выбраться из которого практически невозможно. Мать-одиночка, алкоголичка, рожающая ребенка по графику «раз в два года» от разных отцов, весьма редко приходящая в трезвое состояние. Дети, предоставленные сами себе, с ранних лет прикладывающиеся к маминой бутылке. Известный заранее вектор их развития.

Винтерберг снял крепкое социальное кино о реалиях того самого класса, который живет на пособие в съемных углах, имеет отсидку, приторговывает наркотой, ворует в магазинах, не имеет каких-то прочных семейных или личных отношений – даже если они и есть, то нормальными их можно назвать с трудом. Существование, ограниченное банальностями вроде еды, выпивки, удовлетворения половых инстинктов и первичных социальных
функций. Никаких внятных целей, ценностей, интересов. Нестабильность, нищета материальная и
духовная, деформированные чувства, вместо полноценной жизни существование в тумане, который не дает увидеть выход. Квинтэссенция безысходности, снятая в мрачных северных тонах то ли для усиления эффекта, то ли действительно там так мало солнечных дней.

ImgW.ashx.jpgОбразы главных героев-братьев напоминают грубые мазки на холсте, сделанные неумелой рукой. Передают суть, но не раскрывают деталей, показывают действие, но не указывают причины. И в то же время чувствуется, что эта поверхностность преднамеренная, а блуждание в лабиринтах разумов и глубокий анализ причинно-следственных связей не являлись целью. Возможно, Винтерберг оставляет информацию для размышления зрителю, а возможно, тонко намекает, что ввиду примитивности и ограниченности героев анализировать там особо нечего. Даже имя второго брата, несмотря на большое количество эфирного времени с его участием, так и останется неозвученным. В любом случае, явственно прослеживается мысль, что сделать акцент нужно на явление, а не на участников, поскольку последние – лишь порождения среды обитания, которая диктует свои условия и правила, эдакие винтики, которые находятся на своих местах и обеспечивают работу механизма. Даже если механизм уродлив и смазывается кровью невинных младенцев, своей работой он поддерживает более глобальный баланс, потому что не могут все быть умными, успешными и счастливыми. Кому-то надо выживать за счет других, и жизнь – естественный отбор, а люди просто расходный материал. И между тем, «Субмарино» не оставляет равнодушным – сложно удержаться от
сочувствия к героям и одновременно злости на то, как бездарно они ломают собственную жизнь, особенно при параллельном понимании того, что они просто не могут, не умеют по-другому. Их можно не понимать, не любить, но в каждом кадре ты задыхаешься вместе с ними.

Как итог, для тех, кто живет в стабильном и благополучном мире розовых фей и радужных пони, это кино болезненная прививка реальностью, с соответствующим спектром чувств от недоверия до желания отгородиться еще более высоким забором. Для тех, кто выживает в подобном мире это скучно и обыденно как все привычное. Для тех, кто выбрался оттуда это как страшный сон, о котором хочется забыть.

Tags: 2010, Субмарино, Томас Винтерберг
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment