Лариса Лисюткина (shaherezada) wrote in drugoe_kino,
Лариса Лисюткина
shaherezada
drugoe_kino

Categories:

Марсель Карне. Дети райка (1945)


Карне снимал свой знаменитый шедевр в студийных павильонах фирмы Патэ во время войны, еще при немцах. Автор сценария — известный французский поэт ХХ-го века Жак Превер. В главных женских ролях две знаменитости: Арлетти (Гаранс) и Мария Казарес (Натали). Актер Жан-Луи Барро виртуозно воплощает образ мима Батиста. Пьер Ренуар (сын художника Огюста Ренуара и брат режиссера Жана Ренуара) играет характерную роль Жерико. Осевая ситуация, на которую нанизан сюжет — четыре мужчины: два актёра, один вор-убийца и один аристократ — влюблены в одну женщину. Место действия — театр «Фонамбюль», реально существовавший в Париже в начале 19-го века. По крайней мере трое из четверых мужчин — исторические фигуры. Во французской истории были и великий мим Батист, и знаменитый актёр Фредерик Леметр, и не менее знаменитый поэт и убийца Пьер Лансенер. Ими, как и аристократом Эдуардом де Монтрером, руководят любовные страсти, ревность, жажда славы и жажда мести. Героиня Гаранс по ходу сюжета переходит из одних рук в другие. Сначала она подруга вора-убийцы, потом она вместе с актёром Фридериком. Но в силу обстоятельств ей приходится уйти к графу де Монтрер, хотя её сердце отдано миму Батисту. В финале мстительный Пьер Лансенер убивает графа, а Гаранс растворяется в парижской толпе. Батисту так и не удаётся прорваться к возлюбленной сквозь неистовые карнавальные толпы.

Зритель, безусловно, следит за всеми перипетиями любовного сюжета, но главный герой фильма — национальный дух французского народа и культура Франции. От начала до конца «Дети райка» представляет собой омаж французскому театру и его публике. Тот тип театра, в котором разворачивается действие фильма, это народный театр, выросший из ярмарочного балагана и из вертепного кукольного действа. Театры, появившиеся на парижских бульварах в конце 18-го/ нач. 19-го века, часто были созданы теми же директорами, которые ранее владели ярмарочными театрами. Действие фильма Карне происходит на фоне массовки, которая изображает народ Франции. Карнавальная толпа заполняет экран и в начале, и в конце фильма. Из неё «выныривают» главные герои — Фридерик, Батист, Гаранс, и в ней же они растворяются в заключительной сцене. Но сказать, что Карне идеализирует французскую народную стихию, было бы неверно. Наоборот, толпа разрывает связь между людьми, она не оставляет человеку возможности существовать в индивидуальном модусе, коллективное тело перемалывает и поглощает личность.

Каков же главный мессидж этого культового фильма, появившегося на экранах в 1945 году? Этот год - «час нуль» в истории Европы. Фильм не случайно называется «Дети райка», а не «Гаранс» или «Батист». Главные герои — актёры и театральная среда, но в название вынесены не они, а зрители. Фильм демонстрирует силу и творческий потенциал французской нации. Но он показывает и те опасности, которые несёт в себе коллективное тело: оно уничтожает индивидуальность, творчество и любовь. Это французский режиссёр мог увидеть у немецких нацистов, сделавших культ национального тела своей официальной идеологией. Мелодраматический нарратив кажется настолько схематичным и банальным, что его можно воспринимать как сатиру на клише, сложившиеся в кино за полвека его существования. Правда, портреты уличных масс ещё более гротескны, чем любовные страсти героев. Единственное место, где коллективное народное тело состоит из индивидов — это театральный зал. Народ в театре показан совсем иначе, чем уличная толпа. В театре он потребляет культуру, на улице освобождается от своей агрессии.

Фильм «Дети райка» продолжается 3 часа и 9 минут. Я его посмотрела в берлинском к/т Арсенал второй раз, после более чем 40-летнего перерыва. Первый раз был в Москве, в к/т Иллюзион. Выходит, в общей сложности я отдала этому фильму 6 часов 18 минут на просмотр и ещё 4 часа на дорогу: два раза час туда и час обратно, в Москве и в Берлине. Summa summarum, это 11 с половиной часов моей жизни, ибо фильм состоит из двух частей и идёт с получасовым перерывом. Третьего раза, скорее всего, уже не будет. Но стоило ли то, что получаешь от фильма, целого дня жизни? Я не знаю.
Tags: 1945, Арлетти, Мария Казарес, Марсель Карне, Пьер Ренуар
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Community