?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Марсель Карне. Дети райка (1945)
Lissa
shaherezada wrote in drugoe_kino

Карне снимал свой знаменитый шедевр в студийных павильонах фирмы Патэ во время войны, еще при немцах. Автор сценария — известный французский поэт ХХ-го века Жак Превер. В главных женских ролях две знаменитости: Арлетти (Гаранс) и Мария Казарес (Натали). Актер Жан-Луи Барро виртуозно воплощает образ мима Батиста. Пьер Ренуар (сын художника Огюста Ренуара и брат режиссера Жана Ренуара) играет характерную роль Жерико. Осевая ситуация, на которую нанизан сюжет — четыре мужчины: два актёра, один вор-убийца и один аристократ — влюблены в одну женщину. Место действия — театр «Фонамбюль», реально существовавший в Париже в начале 19-го века. По крайней мере трое из четверых мужчин — исторические фигуры. Во французской истории были и великий мим Батист, и знаменитый актёр Фредерик Леметр, и не менее знаменитый поэт и убийца Пьер Лансенер. Ими, как и аристократом Эдуардом де Монтрером, руководят любовные страсти, ревность, жажда славы и жажда мести. Героиня Гаранс по ходу сюжета переходит из одних рук в другие. Сначала она подруга вора-убийцы, потом она вместе с актёром Фридериком. Но в силу обстоятельств ей приходится уйти к графу де Монтрер, хотя её сердце отдано миму Батисту. В финале мстительный Пьер Лансенер убивает графа, а Гаранс растворяется в парижской толпе. Батисту так и не удаётся прорваться к возлюбленной сквозь неистовые карнавальные толпы.

Зритель, безусловно, следит за всеми перипетиями любовного сюжета, но главный герой фильма — национальный дух французского народа и культура Франции. От начала до конца «Дети райка» представляет собой омаж французскому театру и его публике. Тот тип театра, в котором разворачивается действие фильма, это народный театр, выросший из ярмарочного балагана и из вертепного кукольного действа. Театры, появившиеся на парижских бульварах в конце 18-го/ нач. 19-го века, часто были созданы теми же директорами, которые ранее владели ярмарочными театрами. Действие фильма Карне происходит на фоне массовки, которая изображает народ Франции. Карнавальная толпа заполняет экран и в начале, и в конце фильма. Из неё «выныривают» главные герои — Фридерик, Батист, Гаранс, и в ней же они растворяются в заключительной сцене. Но сказать, что Карне идеализирует французскую народную стихию, было бы неверно. Наоборот, толпа разрывает связь между людьми, она не оставляет человеку возможности существовать в индивидуальном модусе, коллективное тело перемалывает и поглощает личность.

Каков же главный мессидж этого культового фильма, появившегося на экранах в 1945 году? Этот год - «час нуль» в истории Европы. Фильм не случайно называется «Дети райка», а не «Гаранс» или «Батист». Главные герои — актёры и театральная среда, но в название вынесены не они, а зрители. Фильм демонстрирует силу и творческий потенциал французской нации. Но он показывает и те опасности, которые несёт в себе коллективное тело: оно уничтожает индивидуальность, творчество и любовь. Это французский режиссёр мог увидеть у немецких нацистов, сделавших культ национального тела своей официальной идеологией. Мелодраматический нарратив кажется настолько схематичным и банальным, что его можно воспринимать как сатиру на клише, сложившиеся в кино за полвека его существования. Правда, портреты уличных масс ещё более гротескны, чем любовные страсти героев. Единственное место, где коллективное народное тело состоит из индивидов — это театральный зал. Народ в театре показан совсем иначе, чем уличная толпа. В театре он потребляет культуру, на улице освобождается от своей агрессии.

Фильм «Дети райка» продолжается 3 часа и 9 минут. Я его посмотрела в берлинском к/т Арсенал второй раз, после более чем 40-летнего перерыва. Первый раз был в Москве, в к/т Иллюзион. Выходит, в общей сложности я отдала этому фильму 6 часов 18 минут на просмотр и ещё 4 часа на дорогу: два раза час туда и час обратно, в Москве и в Берлине. Summa summarum, это 11 с половиной часов моей жизни, ибо фильм состоит из двух частей и идёт с получасовым перерывом. Третьего раза, скорее всего, уже не будет. Но стоило ли то, что получаешь от фильма, целого дня жизни? Я не знаю.

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Наверно, стоит упомянуть, что великую Арлетти благодарные французы в 1945 году шельмовали за "коллаборационизм", так что ей и в тюрьме посидеть пришлось и запрет на профессию она получила. И заступничество Маре, Кокто, Барро и других крупных деятелей культуры ей не помогло.

Этого я не знаю. Сейчас посмотрю, что о ней может сообщить Гуггл.
Спасибо!

фильм удивительный.
я смотрела три раза по три куска. и ни разу с начала. один раз концовку.
если придётся смотреть ещё раз, то это будет тоже какой-нибудь кусок.
бессмысленность карнавала, желание на миг уйти от реальности, бессильное барахтанье в надежде на удачу.
а между тем, фильм оказал огромное влияние на советских граждан. он давал то, чего у них не было. фильм любим многими. и есть за что.
зритель испортился?

Зритель сейчас находится от этого фильма на временнОй дистанции в 70 лет. У него совсем другой бэкграунд, чем в послевоенное время. Хотя трудно сказать, какая была бы реакция современного зрителя, ведь этот фильм музейный, а не прокатный. Его можно увидеть только в специальных кинотеатрах, в рамках ретроспектив и тематических показов.

да, это шедевр. "коллективное тело перемалывает и поглощает личность" - очень спорный вывод, особенно, если задуматься над судьбами главных героев, очень индивидуальных

Главные герои - не часть коллективного тела. Они его антипод.

почему райка с большой буквы-то? Это же не имя собственное.

Исправила, спасибо

;) сорри за занудство ))

Спасибо за занудство, сама такая...

))) зануду в друзья ))

Действительно, впечатления от этого кино совершенно особенные. С самых первых кадров ощущаешь, что это старина, но старина живая, и фильм - не "костюмный", как большинство лент, снятых в таких декорациях и на такого рода сюжеты.
Главная тема, наверно, все же соотношение искусства и действительности, по моим ощущениям это перевешивает тему любви.
Актерский ансамбль выше любых похвал, и особенно трогательный образ создает Мария Касарес - жена, ждущая мужа и верящая, что их любовь победит его временное увлечение. Ох, какие у нее глаза... Это что-то запредельное.

Мне Мария Касарес нравится больше, чем Арлетти. Хотя рейтинг последней был в то время выше. Вообще такие сравнения, конечно, крайне субъективны, но мне кажется, что работа Марии Касарес в "Орфее" вообще вне всяких сравнений. В моём личном рейтинге это Nr.1 во всей истории мирового кино.

Да, в "Орфее" она как-то фантастически хороша. А взгляд - ух, посмотрит - мороз по коже.
Я ведь сначала увидел "Орфея", а уже потом "Детей райка", причем я перед просмотром ничего не читал о фильме, чтобы не сбивать впечатление. И тут ведь она совсем другой образ создает, но я сразу узнал ее, по глазам.

Я тоже сначала посмотрела "Орфея", несколько раз.

Мне у Касарес не только лицо нравится, хотя оно, конечно, бесподобное. Мне нравится её body language, очень выразительное, артистичное тело. Ну и мимика, гестика, весь её контур - прекрасны и участвуют в игре.

  • 1