barikripke (barikripke) wrote in drugoe_kino,
barikripke
barikripke
drugoe_kino

Category:

Рука, которая тебя задушит

В один прекрасный день вы сделаете все своидела, сходите на работу, оплатите штраф за превышение скорости, купите новый андроид, переспите с блондинкой из соседнего отдела, вернетесь домой , поцелуете жену и дочку, поиграете со своей любимой таксой и ляжете спать под красивый черно-белый фильм с Мэрилин Монро.  Ночью вы с ужасом проснетесь от приступа удушья. Вся жизнь пролетит перед глазами за сверхсветовую секунду….Свист шин, щенок таксы, рождение дочки, цветы жене, блондинка….Синусоида жизни, такая бодрая и горбатая, в миг растянется в унылую прямую. Вы умерли. Не от того, что страдали астмой или у вас случилось затяжное апноэ . Вас не задушила жена, узнав про измену и не придушил грабитель, залезший в окно. Вас задушила Ваша Собственная Рука…

Вам кажется, что это сюжет бульварного ужастика? А вот и нет. Такая фигня действительно может произойти с каждым из нас. Все, что для этого нужно, это поражение мозолистого тела – той части мозга, которая соединяет левое и правое полушарие.
Синдром чужой руки ( это официальное название патологии) впервые описан неврологом Куртом Гольдштейном. Пациентка жаловалась, что просыпается ночью от того, что её начинает душить собственная рука. Доктор пошел по пути наипростейшего объяснения и полагал, что причина не в физиологии, а в психическом расстройстве. На деле все оказалось гораздо страшнее. При симптомах апраксии одна из рук может обрести собственную «волю» и в том числе задушить вас. Мне лично не очень понятен такой мотив руки, но сам факт, что я всерьез говорю об этом ( и это не шутка, погуглите сами) поднимает у меня шкуру дыбом.
Вся эта страшная штука со спятившей рукой разумеется не могла пройти мимо киношников и литераторов. Хотя полагаю, многие из них и не думали, что это ситуация не плод их воображения, а имеет научное обоснование.
Попробуем вспомнить наиболее выраженные примеры с синдромом чужой руки из кинематографа.
Начнем с раннего.
В картине «Муха» 1958 года ( да, да, это та самая Муха, по которой потом, в 1986 г, сделал римейк Кроненберг) по рассказу Джорджа Лангелаана ученый муж – этакий типаж из комиксов про сумасшедших гениев - чинил в подвале сложную  научно-фантастическую штукенцию, которая дезинтегрировала предмет в одном месте и интегрировала его в другом. Неудачный эксперимент на себе со случайно залетевшей в кабинку мухой превратил Андре Деламбра в монстра – гибрид человека и насекомого.  По сюжету одна его рука – это лапка мухи, которая со всей страстью природного инстинкта пытается стать доминантой в чудовищном существе.


 Я конечно больше обожаю Муху Кроненберга, где сюжет закручен интереснее и вкуснее, но и эта старая Муха смотрится крайне симпатично. С этого фильма, словно с реликтовой игрушки, хочется сдуть пыль, и прокрутить всю шарманку в глубокой полночи под одеялом. Реально жутковатое кинцо, если поймать атмосферу и иметь живое воображение. Стивен Кинг включил фильм в сотню лучших ужастиков с 1950 по 1980 год.
Лично мне здесь, помимо бутафорских прибамбасов ( мне они нравятся больше чем компьютерная графика), понравился бесподобный крик ужаса актрисы Патриции Оуэнс, которая действительно панически боялась насекомых.



Второй очень известный фильм с блудливой рукой это «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», сделанный Стенли Кубриком в 1964 году.


Этот фильм оказался настолько популярным, что сам Синдром Чужой Руки стали между собой называть болезнью доктора Стрейнджлава. Собственно о самой руке в этом фильме будет совсем капелька. Сюжет ввинчен в атмосферу холодной воды, царившей в то время и приводившей всех американцев в лютый ужас от перспектив ядерной войны с СССР. Один из звездополосатых генералов слегка сходит с ума и решает сделать из холодной войны горячую.
Я на самом деле не очень оценил художественных достоинств картины и полагаю, что популярностью она обязана актуальностью времени.  Сам доктор Стрейнджлав  занимает совсем маленькую роль ближе к финалу. Это бывший нацистский ученый, который теперь помогает американцам наращивать ядерный потенциал против коммунистического врага на востоке. Так вот, у доктора каждый раз при проговаривании звуков, схожих с «хайль ..» вздергивалась рука в нацистском приветствии. И хотя фильм сейчас кажется унылым, в нем заложен философский душок Кубрика. Он, как известно, не просто снимал кино, а пытался выпендриться и заложить в картину месседж.Некоторые его работы мне очень нравятся, но другие совсем не нравятся. Кубрик ,безусловно, художник, а не фабрикант.
Несколько отходя от правил отбора, нельзя не вспомнить историю про семейку Адамс, где рука не принадлежала кому-то, но была изначально сама по себе, как кошка которая ходит туда, куда хочет. Ту руку звали Вещь и про неё нельзя вспоминать без улыбки. Да, она могла задушить вас, но могла и сыграть  с вами в шахматы или провести урок фехтования. Такую руку каждый б в хозяйстве не прочь завести.


Из совсем уж близкого к нам вспомним шкодливую руку из молодежного комедийного хоррора «Рука-убийца» с россыпью восходящих на тот момент молодых звезд кино конца 90-х начала нулевых.



Главную роль исполнил Девон Сава, который тогда еще не был особо известен, но в следующем году его мордашка стала очень узнаваема из-за хитового и самого первого «Пункт назначения». Вместе с ним здесь затусили  коротышка Сет Грин  и известный толстяк Элден Хенсон (Великан). В этой, полной бездарности картине, идея с рукой использована халтурно, но по возможности задорно. Я подозреваю, что идею черпали не из медицинских справочников , а из архивов Сэма Рейми. Фильм почти не стоит внимания, если только вы не хотите полюбоваться обворожительным белокомплектным задом Джесики Альбы образца 1999 года.
Лично для меня самым ярким примером синдрома чужой руки будет нежно любимая история про зомбокрушителя Эша ( воспроизводить голосом Михалева), а именно «Зловещие мертвецы 2».


В этом фильме Брюсу Кэмпбеллу приходится страдать от внезапного проникновения в себя нечистой силы. Иногда она уходит, а иногда остается в руке. Кто знает, может дело не в мозолистом теле мозга, а в чертях, которые сидят у нас на плечах и вырезают на коре больших полушарий мучительные искушения и страшные видения.  Так или иначе Эш решил эту проблему по всем правилам сплаттерпанка: весело и кроваво отрезав руку на хер.



Признаюсь в слабости к этому фильму. В далеких 80- х и наверное даже в начале 90 –х он казался мне жуткой жутью, которую однако снова и снова тянуло пересматривать. Чуть позже я начал ощущать глубже вкус кино и смотрел историю про Эша уже с особым смаком. Это один из тех фильмов, где кино соприкасается с магией и рождает внутреннюю вселенную. Ты в неё веришь. Ты в неё погружаешься. Экранный Эш уже не кажется просто героем, он словно живет за той стороной экрана. Таких фильмов мало, но они есть. А Сэм Рейми конечно талантище. Его любовь к ужастикам и склонность к эпатажной визуализации нашли выход не в провокационных садистских триллерах, а в очень тонко скроенных ужастиках с элементом сказки. Его фильмы бодро посыпаны терпкими специями, но только Рейми знает сколько куда и когда нужно сыпать.

Ну а вы помните какие-нибудь фильмы с "рукой"?





Tags: обзор, руки убийцы, ужасы
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments