Юрий (noname_rambler) wrote in drugoe_kino,
Юрий
noname_rambler
drugoe_kino

Category:

Йос Стеллинг. «Душка». 2007. Восток-Запад.

С удивлением обнаружил, что в сообществе «Другое кино» почти ничего нет о таком интересном и удивительном (удивляющем — в чём и есть сила искусства) явлении современного голландского, европейского, мирового кино, как Йос Стеллинг. Который достоин нашего внимания хотя бы потому, что за последние годы снял два русских (без всяких кавычек) фильма. И в то же время европейских, голландских — да! вот об этой связке смыслов мне и хотелось бы поговорить. Разговор как мне кажется — очень своевременный. Особенно после сбитого над Украиной/Россией Боинга с голландскими пассажирами на борту... Мне бы очень не хотел здесь (да и где-нибудь ещё) втягиваться в дискуссию "знатоков" и "аналитиков" (и "патриотов"). Я — о другом совершенно. О чём? — пусть звучит кощунственно, но я не боюсь:
— О Господи! — Ты посмотрел фильм Стеллинга?
Или Стеллинг увидел каким-то невозможным мистическим зрением эту катастрофу и ... попытался её предотвратить.
Катастрофу не только с Боингом, не только отношений Украина-Россия, но и (точка зрения мастера высока, он не различает нас) Россия-Европа, или Европа-Россия, в данном случае так точнее.
Мы не поняли.
— Хватит с нас наших Звягинцева и Германа. Ещё какой-то голландец будет нам тыкать в нос наше ... (Нас, наших, наше ... — как же мы самодостаточны! ...)
Мы не поняли — о чём он? Исключая разве что великую Людмилу Марковну Гурченко — посмотрите хотя бы ради неё запись Закрытого показа с обсуждением этого фильма, сделанную за несколько месяцев до её ухода... Как она там живее критически настроенных кинодеятелей, пытающихся учить великого голландца — как ему снимать кино (я бы сократил минут до тридцати этот невозможно затянутый фильм). Давайте и мы не будем ... хотя бы потому, что это ... смешно — снимите сами что-либо подобное затянутое — и — сократите...
Я о фильме «Душка» — если ещё не ясно. После этой картины (и до Боинга...) Йос снял Девушка и Смерть — утончённую виньетку на полях великой русской литературы. Как признание в любви. К нашей литературе, к нашей культуре, к нашей ... Вы ещё не поняли? Вы ещё не поняли — что такое этот нелепый, невозможный, навязчивый (да — навязчивый!) персонаж Сергея Маковецкого? Которого бьют по щеке, в Летучем голландце, который многократно процитирован в этом фильме, тоже бьют по щеке — но по одной, всегда по одной! Но тут ... пытаются ударить и по другой, Душка подставляет — уворачивается — и пропадает после этого ключевого эпизода (извиниясь за спойлер).
Кто же он, этот Душка? Что ж, будем спойлить дальше... Картинам Стеллинга это не страшно. Их можно пересказать, с первого до последнего кадра (если получится...) — и вы будете с напряжённым интересом смотреть их от первого до последнего кадра (совершенно потрясающего в этой картине) — и увидите что-то своё.
Кто он? Посмотрите, как он появляется, откуда — в фильме не один раз будет показана эта лестница, напоминающая колодец в «Летучем голландце», где умирает/воскресает голландец — это небрежность? стареющий мастер "исписался"? ему не под силу придумать новые, свежие метафоры? — А зачем? Когда эта работает — сильнейшим образом. Из глубины, de profundis ... Поднимается...  И кто???
Нелепейшее существо, да ещё — "русский". — Вам здесь обидно? "Я не такая, я не жду трамвая". Бросьте... Вспомните гнома-горбуна в «Летучем голландце»... Он то уж точно не русский, как и другие отвратнейшие персонажи, "словно сошедшие с картин Босха". Что же мы то всё обижаемся? На обиженных ... К тому же — я, например, не бросаю в стакан чая двадцать ложек сахара (я вообще пью чай без сахара), не раздеваюсь до трусов при незнакомой девушке, да и вообще — тактично бы удалился в такой ситуации...
Проблема в том, что раз уж он появился (а обратите внимание, в какой момент он появляется!), Душка удалиться не может. Потому что он ... Вспомните, что так назвал его Боб, главный герой картины (и откуда в его сознание проникло это русское слово), а сам он, когда просят назвать его имя, указывая на себя пальцем говорит, нелепо улыбаясь: — Боб.
И возможно станет понятно, почему лейтмотивом Йос выбрал мелодию этой русской песни.
Как же мне, рябине ...
... А кто она, рябина то?
Россия, всё пытающаяся несколько веков перебраться к европейскому процветанию и благосостоянию — и всё не очень успешно, а теперь вот — Боинг...
Или, если попробовать взглянуть на фильм глазами его автора (это не так уж и трудно) ... или это — Европа ...
Которая всматривается в загадочную русскую душу вовсе не глазами любителя разгадывать кроссворды, а ... а глазами Йоса Стеллинга, для которого русская душа — душа Европы ...

PS.
... Понимаю, достоевщина, в зубах навязло, но — возможен другой взгляд на позднего Стеллинга?
Попробуйте... В любом случае — нашего внимания он достоин.
Tags: 2007, Душка, Йос Стеллинг
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments