Top.Mail.Ru
? ?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Йос Стеллинг. «Душка». 2007. Восток-Запад.
presence
noname_rambler wrote in drugoe_kino
С удивлением обнаружил, что в сообществе «Другое кино» почти ничего нет о таком интересном и удивительном (удивляющем — в чём и есть сила искусства) явлении современного голландского, европейского, мирового кино, как Йос Стеллинг. Который достоин нашего внимания хотя бы потому, что за последние годы снял два русских (без всяких кавычек) фильма. И в то же время европейских, голландских — да! вот об этой связке смыслов мне и хотелось бы поговорить. Разговор как мне кажется — очень своевременный. Особенно после сбитого над Украиной/Россией Боинга с голландскими пассажирами на борту... Мне бы очень не хотел здесь (да и где-нибудь ещё) втягиваться в дискуссию "знатоков" и "аналитиков" (и "патриотов"). Я — о другом совершенно. О чём? — пусть звучит кощунственно, но я не боюсь:
— О Господи! — Ты посмотрел фильм Стеллинга?
Или Стеллинг увидел каким-то невозможным мистическим зрением эту катастрофу и ... попытался её предотвратить.
Катастрофу не только с Боингом, не только отношений Украина-Россия, но и (точка зрения мастера высока, он не различает нас) Россия-Европа, или Европа-Россия, в данном случае так точнее.
Мы не поняли.
— Хватит с нас наших Звягинцева и Германа. Ещё какой-то голландец будет нам тыкать в нос наше ... (Нас, наших, наше ... — как же мы самодостаточны! ...)
Мы не поняли — о чём он? Исключая разве что великую Людмилу Марковну Гурченко — посмотрите хотя бы ради неё запись Закрытого показа с обсуждением этого фильма, сделанную за несколько месяцев до её ухода... Как она там живее критически настроенных кинодеятелей, пытающихся учить великого голландца — как ему снимать кино (я бы сократил минут до тридцати этот невозможно затянутый фильм). Давайте и мы не будем ... хотя бы потому, что это ... смешно — снимите сами что-либо подобное затянутое — и — сократите...
Я о фильме «Душка» — если ещё не ясно. После этой картины (и до Боинга...) Йос снял Девушка и Смерть — утончённую виньетку на полях великой русской литературы. Как признание в любви. К нашей литературе, к нашей культуре, к нашей ... Вы ещё не поняли? Вы ещё не поняли — что такое этот нелепый, невозможный, навязчивый (да — навязчивый!) персонаж Сергея Маковецкого? Которого бьют по щеке, в Летучем голландце, который многократно процитирован в этом фильме, тоже бьют по щеке — но по одной, всегда по одной! Но тут ... пытаются ударить и по другой, Душка подставляет — уворачивается — и пропадает после этого ключевого эпизода (извиниясь за спойлер).
Кто же он, этот Душка? Что ж, будем спойлить дальше... Картинам Стеллинга это не страшно. Их можно пересказать, с первого до последнего кадра (если получится...) — и вы будете с напряжённым интересом смотреть их от первого до последнего кадра (совершенно потрясающего в этой картине) — и увидите что-то своё.
Кто он? Посмотрите, как он появляется, откуда — в фильме не один раз будет показана эта лестница, напоминающая колодец в «Летучем голландце», где умирает/воскресает голландец — это небрежность? стареющий мастер "исписался"? ему не под силу придумать новые, свежие метафоры? — А зачем? Когда эта работает — сильнейшим образом. Из глубины, de profundis ... Поднимается...  И кто???
Нелепейшее существо, да ещё — "русский". — Вам здесь обидно? "Я не такая, я не жду трамвая". Бросьте... Вспомните гнома-горбуна в «Летучем голландце»... Он то уж точно не русский, как и другие отвратнейшие персонажи, "словно сошедшие с картин Босха". Что же мы то всё обижаемся? На обиженных ... К тому же — я, например, не бросаю в стакан чая двадцать ложек сахара (я вообще пью чай без сахара), не раздеваюсь до трусов при незнакомой девушке, да и вообще — тактично бы удалился в такой ситуации...
Проблема в том, что раз уж он появился (а обратите внимание, в какой момент он появляется!), Душка удалиться не может. Потому что он ... Вспомните, что так назвал его Боб, главный герой картины (и откуда в его сознание проникло это русское слово), а сам он, когда просят назвать его имя, указывая на себя пальцем говорит, нелепо улыбаясь: — Боб.
И возможно станет понятно, почему лейтмотивом Йос выбрал мелодию этой русской песни.
Как же мне, рябине ...
... А кто она, рябина то?
Россия, всё пытающаяся несколько веков перебраться к европейскому процветанию и благосостоянию — и всё не очень успешно, а теперь вот — Боинг...
Или, если попробовать взглянуть на фильм глазами его автора (это не так уж и трудно) ... или это — Европа ...
Которая всматривается в загадочную русскую душу вовсе не глазами любителя разгадывать кроссворды, а ... а глазами Йоса Стеллинга, для которого русская душа — душа Европы ...

PS.
... Понимаю, достоевщина, в зубах навязло, но — возможен другой взгляд на позднего Стеллинга?
Попробуйте... В любом случае — нашего внимания он достоин.


promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
смотреть "Закрытый показ" - это очень крепкие нервы надо иметь. А Стеллинг крут, это факт.

Этот выпуск как раз показался мне очень актуальным — украинская тема. Чего стоит только фраза Максима Шевченко о "проявлении украинского бессознательного" и ответная реплика обиженного (и Шевченкой и Стеллингом) украинского кинодеятеля про "российское-расистское":)
На Гордона конечно жалко смотреть, как его жаба душит.
Но вот Гурченко и Маковецкий были хороши, ну и сам Стеллинг, конечно, хотя он почти ничего не говорит там.
Да, он крут. Он из тех, кого я принимаю без каких-либо оговорок.

посмотрю при случае - ради Гурченко, Маковецкого и Стеллинга.
Вообще, на меня изредка нападает приступ мазохизма и я смотрю фрагменты "Закрытого показа", но позиция Гордона "все говно, я один в белом" слишком уж отталкивает. Мне не за себя, как за зрителя, обидно, а за тех людей, которые вложили массу сил в создание фильма, а человек, снявший всего один и тот крайне позерский и слабый, позволяет себе уничижительно-пренебрежительные реплики на грани с хамством, позиционируя себя при этом интеллектуалом и интеллигентом.

про "актуальную тему" промолчу, т.к. сначала хочется посмотреть передачу и лучше понять что вы имеете ввиду.

То, что я имел в виду, я достаточно ясно, по-моему, высказал в этом посте. Обида, как украинцев, так и русских, что их выставляют вот такими — "душками". Там, в этой передаче, вся критика на этом построена. "Я не такая, я жду трамвая". Украинцы обижаются больше, они ведь идут в Европу, они европейцы, а Стеллинг им (фильмом) — ну не совсем, ребята, вы европейцы, по крайней мере — не такие европейцы, как мы. Хотя, повторюсь, он, наверное, не разделяет нас... Не разделял, по крайней мере, когда снимал два своих русских фильма.

Гордон он и есть Гордон, чего с него взять. Мог бы быть потактичней и поскромней, но тогда он не был бы Гордоном...
Мне — так больше смешно за ним наблюдать, когда он начинает поучать тех, кто понимает, как снимать кино. Понимает ли он — не знаю, я его фильмов не видел (и не тянет посмотреть:)

я на работе читаю ЖЖ, поэтому не углублялся, но перечитал внимательнее. Уверен, что не разделяет. Мне кажется многие европейцы (а уж американцы тем более) о существовании Украины узнали только после Майдана. Ну это как Ингеборга Дапкунайте в Англии "русская актриса". Стеллинг, разумеется, географию знает куда лучше, но различий в менталитете видит меньше:).

Фильм Гордона смотрел минут 5, потом фрагментарно - если б не был уверен в серьезности его намерений, то решил бы что смотрю изощренный стеб над арт-хаусом, но там все всерьез, увы.



Ингеборга? — да она русская:)

главное - хорошая актриса и красивая женщина:)

  • 1