lenabizze (lenabizze) wrote in drugoe_kino,
lenabizze
lenabizze
drugoe_kino

Category:

"Размокшие под облаками" - рецензия на фильм "Под электрическими облаками"

image.jpegАлексей Герман Мл., по собственным словам, снял фильм для интеллигенции. Посмотрев его в практически пустом кинозале в день российской премьеры, хочется добавить, что картина не только для нее, но еще и о ней, об этой самой интеллигенции и о ее незавидной судьбе в нашей стране.

Наверное, любая «правильная» рецензия о фильме Алексея Германа Мл. должна бы начинаться со сравнений с Германом Старшим, благо влияние творчества отца, конечно, чувствуется. Но хочется этого избежать, в первую очередь, из уважения к сыну, да и потому что у Алексея Алексеевича получилось атмосферное и очень самобытное кино, которого давно не хватало отечественному кинематографу.

Представляется, что режиссер абсолютно сознательно переносит действие в 2017г., такой близкий, но по Герману уже такой далекий. В России нескончаемая метель, сменяющаяся дождем, дует жуткий пронизывающий ветер, мир живет ожиданием большой войны (а ведь, согласитесь, в реальности и в правду же живет,  холодная-то ведь уже возобновилась, и черт его знает, что там в этом 2017г. стрястись может…). А судьбы незаурядных персонажей крутятся вокруг одного небоскреба-долгостроя, которому, по мнению обывателей, «не хватает то ли куполов, то ли шпилей», ну или «мраморных колонн», на худой случай. Да, на небе теперь целых 2 солнца, но от них не теплее, просто стало удобнее размещать рекламу.

«Под электрическими облаками» - это какой-то уникальный интеллигентский киберпанк. Чтобы было понятней, это если бы поминаемый в фильме хит всех игровых приставок и ПК в 2000-х - Fall Out - выпустила бы студия, на которой сценаристами трудится плеяда великих русских писателей: от Грибоедова до Замятина, а киборги и зомби не мычат, а цитируют Бродского и рассуждают о Малевиче и Петрове-Водкине.

 «Облака» - квинтэссенция многочисленных размышлений автора о судьбе «ненужного» человека в России, о судьбе самой страны и о той самой, чисто «русской» тоске, о которой пел еще незабвенный Виктор Цой. И он, пожалуй, один из немногих больших личностей в истории и культуре, не упомянутых в этой ленте, которая просто-таки пестрит репликами литературных произведений, причем помимо самих  цитат, тут есть и прямые сюжетные пересечения: брат и сестра возвращаются на Родину из Европы и подобно Чацкому поражаются контрасту, с угрюмым сарказмом воспринимают реалии своей страны, в которой от переживаний у девушки Саши идет кровь из носа; настоящий эрудит, кандидат наук, полиглот в исполнении Мираба Нинидзе (по мне так один из самых ярких героев, о котором почему-то говорят намного меньше, чем о Чулпан Хаматовой в образе мальчика Вали), оставшись в перестройку без работы, вынужден водить экскурсии для иностранцев в музее, который, конечно, пойдет в 90-е под снос под строительство того самого небоскреба. История интеллектуала-гида не напоминает «Заповедник» земляка режиссера - петербуржца Сергея Довлатова? Поминая того же Чацкого, а вместе с ним Онегина с Печориным, он пытается на этой работе сохранить хоть какой-то оплот старой русской культуры, он порядочен и по современным понятиям до неприличия честен, оттого и одет в офицерский мундир времен начала 19 века, который сидит на нем идеально. Он в 91 был у Белого Дома, он «верил во что-то», но по безразмерной печали в его глазах, понятно, что надежды его, как и всей страны, не оправдались.

Ну а говоря о самом образе недостроенного небоскреба, который, по всем признакам и есть наша вечна полуразваленная, хромая Страна, которую «начинают строить одни Боги, а взамен им приходят другие», невозможно не вспомнить «Котлован» Андрея Платонова: большевики разрушили старый дом, а новый так и не построили. А когда в конце фильма все-таки блеснет надежда, герои найдут себе родственные души и наконец-то «стихнет ветер», Саша пойдет по берегу с маленькой девчонкой, оставленной братом на произвол судьбы, здесь вспомнится платоновское же «лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио [слушать]», которое, кстати, и в «Облаках…» вещает военные сводки и нелепые новости.

Стоит думать, что и нелинейность повествования - эти 7 новелл о судьбах ключевых персонажей, которые переплетаются, пересекаются, взаимно дополняют и определяют друг друга на протяжении нескольких десятилетий, как в хорошем классическом романе, и  которые, в результате, так и остаются у обочины этого гигантского дома – сознательно выбранный и, надо отметить, мастерски реализованный художественный прием, подчеркивающий какую-то непоколебимую цикличность истории России и извечность ее сложных отношений с людьми, «генетически предрасположенными к сложному взгляду на действительность».

По-моему, это очень личное, полное собственных переживаний кино, которое при всей схожести кадров со сложнейшими фильмами Андрея Арсеньевича Тарковского, в отличие от них не перегружено, как бы это каламбурно не прозвучало, «заоблачным» философским пафосом. Это просто думы, тяжелые, мучительные думы Алексея Германа Мл., нескончаемые поиски Смыслов и разрешения вопросов, которым, кажется, суждено навсегда остаться без ответов.
Недаром единственной музыкальной темой, помимо инструментальной, выбраны 2 песни опять же питерской группы ДДТ – Юра Шевчук не только голос поколения, этакий Высоцкий 90-х, он еще и один из последних лириков, так созвучно Герману, надрывно исполняющий тексты о Родине, в которой отчего-то так тяжело поэту. И логично, наверное, если бы и эта рецензия закончилась именно строчкой из песни «Дождь», которая, кстати, и звучит в фильме. К тому же сложнее сочинить что-то, лучше передающее впечатление на выходе из кинозала: «…душа, захлюпав, вдруг размокла у меня». А ведь впрямь размокла под этими электрическими облаками…
Tags: 2015, Алексей Герман-мл., Под электрическими облаками, российское кино
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments