?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Поиски истины в кино
Solaris
sveshinieks wrote in drugoe_kino
Stalker1






"- А вы что, физик?
- Скорее химик.
- Тоже, наверное, скука. Поиски истины. Она прячется, а вы ее всюду ищите. То здесь копнете, то там. В одном месте копнули - ага, ядро состоит из протонов. В другом копнули - красота: треугольник ABC равен треугольнику AprimBprimCprim. А вот у меня другое дело. Я эту самую истину выкапываю, а в это время с нею что-то такое делается, что выкапывал то я истину, а выкопал кучу, извините, не скажу чего. Вам то хорошо. А вот стоит в музее какой-то античный горшок. В свое время в него обьедки кидали, а нынче он вызывает всеобщее восхищение лаконичнотью рисунка и неповторимостью формы. Все охают, ахают. И вдруг выясняется, что никакой он не античный, а подсунул его археологам какой-ниубудь шутник веселья ради. Аханья, как ни странно стихают. Ценители."

            "Сталкер"

    Уверен, братья Стругацкие не читали работу Эдмунда Гуссерля "Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология" (написанную в 1938 году, изданную в 1954-м), что не помешало им описать отличие естественнонаучной трактовки истины от гуманитарной. Точнее, показать непригодность естественнонаучного подхода к познанию человеческой сущности.
House.M.D.s08e21.
"Я не верю, что мы всего лишь набор химических соединений."
            "Доктор Хаус"

Писателю и Профессору не хватило духа оторваться от привычного мировоззрения, совершить "прыжок веры". Они предпочли остаться в пределах своего текущего понимания или, точнее, непонимания мироустройства. Может быть как раз потому, что братья Стругацкие не были знакомы с работой Эдмунда Гуссерля "Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология". История с античным горшком служит хорошим примером использования классического определения истины как согласованности суждения с предметом суждения. Что касается начального предназначения горшка, то здесь пригодиться уже использованный довод: если человек не является простым набором химических элементов, то ценность античного горшка не ограничивается способом его использования. Форма и рисунок горшка не связаны с его функциональностью.
poznavaja.belyj.svet3 poznavaja.belyj.svet4
"Для современного человека летящий в небе самолет или отрывающаяся от Земли ракета на экранах телевизора - все это привычная, товарищи, для глазу зрелище. Но сколько людей в наше время видело, как работает гончар?"
            "Познавая белый свет"

Ирония Писателя по поводу "восхищения лаконичностью рисунка и неповторимостью формы" имеет прямое отношение к его результатам поиска истины. В античном горшке он видит емкость для сбора объедков, в человеке - машину по производству "кучи, извините, не скажу чего".
ya.shagayu.po.moskve1
"Каждый индивид должен иметь свою правду характера...За так никто ничего хорошего делать не будет...Человеком правят три вещи - любовь, голод и страх смерти. То есть что? Эгоизм."
            "Я шагаю по Москве"
"Наука, понятая лишь как эмпирическая наука, формирует лишь сугубо эмпирически-ориентированных людей... Но может ли мир и человеческое существование обладать истинным смыслом в этом мире фактичности, если науки признают так объективно констатируемое за нечто истинное, если история не научает нас ничему, кроме одного - все произведения духовного мира, все жизненные связи, идеалы и нормы, присущие людям, подобно мимолетным волнам, возникают и исчезают, разум постоянно превращается в неразумие, а благодеяние - в муку, всегда так было и всегда так будет?"
    Э.Гуссерль, "Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология"



promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Вот именно.
То-есть в фильме Писатель говорит совершенно о другом.
Автор поста явно чего-то недопонял...

с.

О чем же говорит Писатель?

Re: Версия из моего цитатника

Спасибо за развернутую цитату. Но несмотря на то, что в фильме она прилизана, суть сохранилась.

а был ли мальчик..

Ну ... Вы даёте! Братья, Тарковский и ... Гуссерль.
Тарковский наверное тоже не читал Гуссерля. Я, к стыду своему, тоже. Тарковского люблю, Братьев ... ну скажем так — не очень.
Потому для меня все эти вумные разговоры в любимом фильме — дело десятое. Переливание из пустого в порожнее, что весьма хорошо, кстати, характеризует советских образованцев — это "про них" все эти диалоги. Но фильм — не про это, не про "Гуссерля":)
Он — про желания. Про самое заветное. Про самое-самое. Про то, почему Сталкер, например, сам не решается попросить у Комнаты того, "чего ему больше всего хочется". Вот почему? Ответит на этот вопрос "Гуссерль"? — Вряд ли ...

Конечно этот пост уместней смотрится в философском сообществе. Но мне было итересно показать, как киноискусство сопрягается с философией. Недавно в одном из своих постов я цитировал Годара: "У философа и режиссера особый образ существования, особый взгляд на мир - взгляд поколения." Вы пишите, что фильм про желания, но проблема как раз в том, как и что мы под этим понимаем. Именно процитированная здесь мысль Писателя определила его решение не входить в комнату. А Сталкер не входит в комнату, потому что у него уже есть все, что ему надо. И да, Гуссерль может ответить на этот вопрос. Как раз про это мой пост.

у него уже есть все, что ему надо

Нет, не поэтому. Что у него есть? Нищета, безногий ребёнок, несчастная женщина рядом с ним.
... Ну и — Зона, в Зоне — Комната.
А что, если Сталкер просто боится... Чего? Первый уровень — "не то желание исполнится". Это, по-моему, есть и в повести, давно её читал...
Второй уровень, на который выводит зрителя Тарковский (сугубо ИМХО) — а что, если он боится, что Комнаты — нет?
И заставляя себя не просить, выдумав запрет — "сталкерам нельзя" — оставляет себе самое важное, "что у него есть" — Надежду.

А то, что хороший философ прежде всего — Поэт, это я знаю:)

Edited at 2015-07-01 09:33 am (UTC)

Re: у него уже есть все, что ему надо

Вы смешиваете счастье с благополучием. Послушайте монолог героини Фрейндлих в конце фильма.

Re: у него уже есть все, что ему надо

Я его слушал не один раз.
Вы бы своей женщине пожелали такого "счастья"?

Re: у него уже есть все, что ему надо

Кому-то в жизни хватает благополучия, а кому-то нужно больше. Речь о раскрытии человека как человека. Но среднестатистическому человеку это все ни к чему.

кому-то нужно больше

Угу, "пирамида Маслоу".
Андрей Тарковский не про это. Не "про счастье", пусть даже и понимаемое с вершины пирамиды американского психолога, — ни его жизнь, ни его фильмы.

Человек, пока он описывается наукой - хоть естественнонаучной (занятное сочетание - естественнонаучная наука), хоть гуманитарной, т.е. выступает как объект, как функция, работающая по той или иной схеме, не может не встать в позицию, демонстрирующую его ограниченность и вызывающую улыбку. Но ведь человек - прежде всего субъект, вольный актор, руководствующийся часто не столько разумом, сколько чувствами и некоей трансценденцией. (Про чувства и трансценденцию вообще все исследователи почему-то забывают.) А потому человек тем горшком может восхищаться вообще безотносительно от его функционального назначения и согласованности своего мнения с мнением социума. И это тоже будет объективно. Истина относительно человека распадается на множество, возможно, противоречащих друг другу истин.

Вы как раз рассуждаете очень близко к философии Гуссерля. Трансцедентальная феноменология, основателем которой он является, как раз отменяет декартовское противопоставление субъекта объекту.

(Deleted comment)
Рад, что здесь так много размышляющих людей.

А причем тут вера?

>Писателю и Профессору не хватило духа оторваться от привычного мировоззрения, совершить "прыжок веры".

А причем тут вера? Достаточно было войти в "комнату", загадать желание и затем УЗНАТЬ (а не верить) работает или нет. Хитрожопым не хватило духа оторвать свою жопу от привычного "сидения", подвергнуть свою систему ценностей опасности, подвергнуть себя необходимости измениться если окажется, что "комната" "работает". Они предпочли возможно всю жизнь заблуждаться, чем узнать правду.


  • 1