Обыкновенный Постмодернизм (postmodernism) wrote in drugoe_kino,
Обыкновенный Постмодернизм
postmodernism
drugoe_kino

Category:

Музыка/La musica (1966), реж. Маргерит Дюрас/Marguerite Duras

- Впредь я - единственная, которая запретна для тебя.
- Моя жена…


Музыка/La musica

Фильм Маргерит Дюрас “Бакстер. Вера Бакстер” мне понравился, и я решил ближе познакомиться с её творчеством. Оказалось, она была не только режиссёром, но также и сценаристом (например, сценарий картина “Хиросима, любовь моя” – её рук дело), и актрисой, и писательницей. Многие её романы переведены на русский, но литературного таланта Дюрас я пока ещё не оценил, постараюсь сделать это в скором времени, а вот дебютную кинокартину “Музыка” посмотрел. Это тоже фильм-разговор, чего, в принципе, я уже ожидал. Но на этот раз это разговор мужчины и женщины. Если в двух предложениях, то сюжет таков: Мужчина лет сорока встречает в кафе девушку лет двадцати, и проводит с ней день – они много разговаривают. После того, как они расстаются, он встречает в отеле другую женщину, свою бывшую супругу – они разговаривают ещё больше. Вот, в принципе, и всё действие.

Музыка/La musica

Слова. Придуманы для общения, но разобщают, даже самые правдивые из них “изрекаются ложью”, что уж говорить о тех, которые призваны спрятать истину. В первую очередь от самого себя. Чтобы до неё добраться нужно высказать тысячи слов и выслушать не меньше. Необходимо прожить с человеком жизнь (сначала счастливую, затем несчастную), потерять его в разводе, не видеться три года, встретится вновь, чтобы понять, что теперь счастливым тебе точно не быть…

Музыка/La musica

Музыка/La musica

В картине “Вера Бакстер” музыка за кадром не умолкала, в "Музыке" же, вопреки названию, её почти нет. Но при этом ею пронизан весь фильм. На вступительных титрах а капелла звучит одна из песен цикла "Зимний путь" Франца Шуберта. Затем эту же мелодию напевает девушка в автомобиле (и внимательный зритель понимает, что это она пела вначале фильма), а чуть позже наигрывает её на рояле в холле отеля. Но, несмотря на кажущуюся незначительность этих эпизодов (если невнимательно слушать и не пытаться вникнуть в то, что прячется за словами – любой из эпизодов покажется незначительным, а сам фильм – скучным), музыка эта является ключом к пониманию всей картины, на что и намекает её название.

Музыка/La musica

Песенный цикл «Зимний путь» написанный Шубертом на стихи поэта-романтика Вильгельма Мюллера, состоит из 24 песен, которые объединены одним лирическим героем, но не имеют строгой сюжетной увязки друг с другом. Между тем, связь здесь другая, и слушатель наблюдает развитие не сюжета, но душевного накала. Порядок песен в цикле строго выстроен – они словно лестничные ступени вниз, на самое дно отчаяния. Измена становится стартовой точкой, с которой начинается падение героя, его предали, он раздавлен и отправляется в странствие, из которого не собирается возвращаться. Закономерный итог печальных скитаний – безвестная кончина.

Музыка/La musica

Шуберт облёк эту историю в прекрасный цикл, Маргерит Дюрас сняла об этом фильм. Но, конечно, Дюрас рассказала свою историю, ни в коем случае не повторяя композитора, местами даже явно споря с ним (ещё бы: у композитора мужской взгляд на трагедию, у режиссёра - женский). Но это противоречие подходов, а на глубоком чувственном уровне – высказывания обоих творцов очень созвучны. Только у Дюрас вместо нот – буквы, из которых вырастает трагедия взаимного одиночества. Когда двое любят, но никогда не смогут быть вместе, не из-за каких-либо объективных причин, а в силу своей внутренней природы.

Музыка/La musica

ПС. Если в театре висящее на стене ружьё обязательно выстрелит, то в кино показавшийся в кадре пистолет может так и не прозвучать.

ППС. Маргерит Дюрас придаёт особенно пронзительное звучание своей истории, опираясь на произведения искусства, ставшие классикой. Помимо "Зимнего пути" Шуберта органично вплетена в повествование картина Эжена Будена "Дамы на пляже".

Музыка/La musica

Tags: 1966, Маргерит Дюрас, Музыка, французское кино
Subscribe

  • ПЕНА (2019)

    Российский фильм, полнометражный дебют Ильи Поволоцкого, получивший специальный приз IDFA-2019 (главный международный фестиваль для документалистов)…

  • НЕРКА. РЫБА КРАСНАЯ (2020)

    Друзья! Кто ещё не сходил на фестиваль #Докер, сегодня последний день - и едва ли не самая шикарная картина всей программы. Что приятно - наша,…

  • «Разум» (реж. Ананд Патвардхан)

    - Открывавший Международный фестиваль в Торонто и выигравший Гран-при главного фестиваля всех документалистов мира - амстердамского IDFA…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments