Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

"Песня моей матери" (Эрол Минташ)

-----------------



За что я готова бесконечно  благодарить устроителей  Московского Международного Кинофестиваля, так это за тщательно и изобретательно подобранные  национальные (страновые, региональные) программы.  Увы, познакомиться с мировым кинематографом сегодня (если не иметь в виду его голливудский и европейский сегмент)  практически негде и невозможно.  То, что отборщики ММКФ  вылавливают и переводят, собственными усилиями ты никогда посмотреть не сможешь.  Хочешь узнать о современной турецкой режиссуре   -  продирайся сквозь турецкоязычный ютуб.

Нынешний ММКФ представил отдельно программу турецкого кино, отдельно   -  курдскую программу, причем, оригинальным здесь не стал:  в прошлом году один из лучших мировых кинофестивалей  -  Казанский Международный Кинофестиваль Мусульманского Кино   -   впервые вычленил курдскую номинацию, и среди целой подборки фантастически интересных работ выделялась  окологениальная  "Граница"  иракца Мазина Махди Шерабаяни  (см. о фильме здесь http://kolobok1973.livejournal.com/3026377.html#comments)  .  Курдские кинематографисты, волею судеб разбросанные по разным странам,  вполне осознают единство своего творческого происхождения, и причины тут отнюдь не только политические.  "У нас пока нет своего государства, но есть свое кино",  -  с гордостью говорят курдские кинорежиссеры сирийского, иракского, турецкого происхождения.     Не знаю,  предчувствовали ли, прогнозировали ли в этом году отборщики ММКФ грядущее кардинальное изменение политического статуса курдов в Турции    -    в результате только что прошедших общенациональных выборов турецкие курды впервые получили парламентское, политическое представительство,   -   или просто так совпало, но курдское кино теперь приехало и на ММКФ.


К курьёзам фестивальной программы можно отнести то, что обаятельно-лиричный фильм Эрола Минташа "Песня моей матери", рассказывающая о семье и проблемах турецких курдов,  не попала в курдскую номинацию, а размещена в турецкой.   Разумеется, большая часть фильма идет на курдском языке,  по-турецки герои фильма    -    школьный учитель Али, его пожилая матушка Нигяр и их родственники и друзья  -    разговаривают только при общении с государством  -  полицией, официальными учреждениями, в больнице, школе...  Ах да, простите, Нигяр-ханым по-турецки не разговаривает, ей переводят.  Мать и сын много лет живут в Стамбуле, но Нигяр-ханым стамбульскую квартиру рассматривает исключительно в качестве постылого, так и не ставшего домом пункта временного размещения.   Каждое утро она пакует чемоданы и, отчаявшись уламывать своего великовозрастного сына отвезти её в родной посёлок в турецком Курдистане,  пытается уехать в никуда   -   вся многочисленная родня доказывает ей, что никакого поселка на прежнем месте уже не существует, что все разъехались по городам, тем не менее три четверти фильма   -   монотонно-однообразный квест "путь старушки Нигяр домой, то есть в никуда".

На первый взгляд, снятый в сдержанной  минималистической манере фильм вписывается в обычную линейку кинолент о различии поколений,  о столкновении городской культуры с традицией и архаикой, о причудах модернизации,  о внутрисемейных отношениях, и в этом плане сюжет "Песни моей матери" практически универсален, подобное можно снять о любом уголке планеты:  сама Нигяр это лайт-лайт-версия моей бывшей свекрови  бабы Вани, которая один раз в жизни выбралась из родной деревни в город погостить к родным, жившим на третьем этаже трехэтажного дома, переночевала у них две ночи и отправилась домой:  на третьем этаже баба Ваня физически не могла уснуть, не понимая, как можно жить, "не опираясь ногами о землю".   Нигяр-ханым в Стамбуле живет не первый десяток лет, но ощущение дискомфорта от "жизни в коробке" преодолеть  не может, да и не собирается.  Идее-фикс   -   пути домой  -   так и не суждено реализоваться.

Фильм "Песня моей матери" прелестен именно тем, что там ничто не чересчур   -   нет ярких страстей, нет сюжетообразующих конфликтов, нет кричаще-аляповатого колорита  "ориентального кино"   (Минташ    -  наследник европейской кинематографической традиции), всё на полутонах, с неподражаемым лёгким юмором показаны бесконечно трогательные отношения матери и сына  (здесь и преданнейшая любовь и привязанность к друг другу, и  масса поколенческих, цивилизационных и эмоциональных различий, и преизрядная друг от друга усталость, и  глубочайшая  психологическая зависимость друг от друга, доходящая до взаимоизматывающего вампиризма)   -   и всего этого в пропорцию и в меру.  И лишь две сцены в картине объясняют причины того, что люди вынуждены жить хоть и в своей стране, но в иноэтничном окружении, вдали от родного дома.  Фильм начинается кадрами  урока в курдской школе начала 90-х, когда врывающаяся полиция под детский плач избивает и увозит учителя    -  может, это какой-то родственник или земляк главного героя Али, может, образ собирательный, но в середине картины полиция уже вламывается на урок, который ведет сам Али.  За двадцать лет стилистика поведения властей изменилась,    -   учителя уже не бьют, оружие не применяют, не арестовывают,  -    но сам обыск и то, с каким презрением турецкие полицейские смотрят на плачущих детей,  говорят о том, что с течением времени для турецких курдов мало что изменилось.  И в свете этих обстоятельств основной мотив картины   -    мучительно-бесконечная дорога домой    -    приобретает  совсем иное, метафорическое значение.
Tags: 2015, ММКФ, Песня моей матери, кинофестивали
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments