Top.Mail.Ru
? ?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
1979
Solaris
sveshinieks wrote in drugoe_kino
    Два месяца назад в "Советском пациенте" мной были упомянуты снятые в 1979 году "Осенний марафон" и "Отпуск в сентябре". Уже тогда на память пришел созданный в том же году "Сталкер" Тарковского. А на днях я узнал, что "Тот самый Мюнхгаузен" того же года выпуска. Объединяющий четыре фильма год вызвал желание поискать еще что-то общее в этих картинах. Задача кажется невыполнимой, так как первые два рассказывают о современниках авторов, а вторые относятся то ли к жанру сказки, то ли фантастики. Но давайте рассмотрим их по порядку.
  "Осенний марафон", режиссер Георгий Данелия, автор сценария Александр Володин. Уже в "Советском пациенте" упоминался фильм Данелия "Я шагаю по Москве" (1963) и пьеса Володина "Пять вечеров" (1959). Никита Михалков, сыгравший главного героя в "Я шагаю по Москве", в 1978 году экранизировал пьесу Володина. Премьера состоялась в июне 1979 года.
pjat.vecherov 2
Он был один, который повел себя как мужчина. А нас в группе было 20 человек... Он был единственный, который сказал подлецу, что он подлец; который сказал негодяю, что он негодяй. А мы все стояли рядом. Потом ему предложили восстановится. Он отказался и уехал. Стал работать шофером на самых тяжелых трассах. И никогда об этом не жалел. И вообще я ему в жизни завидую, потому что он хозяин своей судьбы.
pjat.vecherov 1





Если я не ошибаюсь, вам взбрело в голову, что я неудачник. Я лично этого не нахожу.



Через 20 лет Володин пишет сценарий об одном из тех 19 молчащих, упомянутых героем Александра Адабашьяна.
Осенний марафон
Здорово, Бузыкин.

В конце фильма кажется, что герой Басилашвили взял, наконец, судьбу в свои руки. Но нет, увы, не получилось. Поэтому "Осенний марафон" не просто комедия, а трагикомедия. Поступки героев нелепые и смешные, но смеяться почему-то не хочется. Потому что смешны и нелепы не только поступки, но вся жизнь главных героев, лишенных способности стоять на своем. В "Советском пациенте" я писал, что Алексей Карамазов Андрея Мягкова превратился в Лукашина. На смену Ильину из "Пяти вечеров" пришел Бузыкин из "Осеннего марафона".

    "Отпуск в сентябре", режиссер Виталий Мельников, по пьесе Александра Вампилова "Утиная охота"(1968).
ОвС
"Утиная охота" - вторая пьеса Вампилова, экранизированная Мельниковым. Первой была "Старший сын" в 1975 году. (Кроме этих двух экранизаций мне еще нравится "Ксения, любимая жена Федора" (1974), которому стилистически близок фильм Муратовой "Познавая белый свет" (1978)) Внешне Зилов не похож на безвольного Бузыкина, но по сути их поступки ничем не отличаются. Оба постоянно врут, изворачиваются, изменяют женам. Оба в конце срываются и начинают рубить окружающим правду-матку. Оба в итоге возвращаются к статус кво. Но ложь и лицемерие не являются личными качествами героев. Это правила игры, навязанные им обществом. Если ты не готов как Ильин работать шофером на крайнем Севере, будь любезен их соблюдать. И вот наступает в жизни момент, когда они как чеховский герой понимают, что могли бы стать Шопенгауэром. Это даже не понимание, а чувство напрасно истраченной жизни. В 1968 году Вампилову был 31 год, в 1972-м он утонул в перевернувшейся на Байкале лодке.

    "Сталкер", режиссер Андрей Тарковский, авторы сценария братья Стругацкие. Сюжет фильма никак не связан с советской реальностью конца семидесятых. Зона, пришельцы, ловушки. И при этом Писатель и Профессор - вполне земные, легко узнаваемые персонажи. Их личные драмы, побудившие отправится в Зону, близки и понятны советской интеллигенции эпохи развитого социализма.
Stalker
Я думал переделать их, а переделали меня по своему образу и подобию.

Эта реплика героя Анатолия Солоницына очень точно описывает чувство разочарования "шестидесятников" . Идеалы и надежды похоронены, остались ложь и лицемерие как необходимые атрибуты советской повседневности. И главные герои фильма, также как герои двух предыдущих, в последний момент отказываются что-либо менять. Привычная вонь окружающей их действительности оказывается им ближе непостижимого счастья, ждущего их в комнате.

    "Тот самый Мюнхгаузен", режиссер Марк Захаров, автор сценария Григорий Горин. Здесь не требуется большого воображения, чтобы провести параллель между отречением Мюнхгаузена и концом "оттепели".
tot.samyj.mjunhgauzen.1
- Вы можете хотя бы ради семьи признать, что сегодня именно тот день который указан в календаре?
- Как это можно?
- Да можно, дорогой, ну можно. Вы не лучше других. Да скажу вам откровенно - меня тоже многое не устраивает. Я тоже со многим не согласен. Да-да, в частности, я не в восторге от нашего календаря. И не первый год. Но я не позволяю себе срывы. Для этого тоже нужно уметь выбрать время.
- Но я же сказал правду.
- Да черт с ней, с правдой. Иногда нужно и соврать. Понимаете, соврать. О, господи, такие очевидные вещи мне приходится объяснять барону Мюнхгаузену.


Садовник Мюллер легко вписывается в ряд вышеперечисленных героев.
tot.samyj.mjunhgauzen.2.
И вдруг в сюжете происходит по-настоящему сказочный поворот - главный герой восстает против системы. Я не могу понять одного: как советские цензоры, положившие на полки десятки, если не сотни, снятых во время "оттепели" фильмов, прошляпили такую крамолу? Возможно с ними сыграла злую шутку дихотомия советского сознания, когда при полной затравленности внутренней оппозиции, воспевались любые восстания и революции за пределами страны. Лично для меня именно этот фильм стал путеводной звездой и никакие "Формулы любви" уже ничего не могли изменить.
tot.samyj.mjunhgauzen.3



promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Извините за занудство, но "Отпуск в сентябре" - это фильм. А пьеса - "Утиная охота".

Да, комментарии к "Советскому пациенту" тоже начались с этого замечания. Но я просто думал, что это все и так знают.

Только сейчас понял, что Вы имели в виду. Сейчас исправлю.

"главные герои фильма, также как герои двух предыдущих, в последний момент отказываются что-либо менять. Привычная вонь окружающей их действительности оказывается им ближе непостижимого счастья, ждущего их в комнате."

Пишите лучше рецензии к "Годзилле", право.

Вот здесь мой развернутый комментарий по поводу "Сталкера": http://drugoe-kino.livejournal.com/3102174.html?thread=67007710#t67007710 . Правда, если вы не читали Мартина Лютера и не знаете, чем отличается протестантизм от православия, то тогда можете не напрягаться. Лучше еще раз пересмотрите "Годзиллу".

Edited at 2015-06-10 08:44 am (UTC)

(Deleted comment)
Через полтораста лет в России умные люди опять стали лишними.

Да. Тем кому не хватает гибкости тока и шоферить, да цветочками торговать. Правда господин барон еще неплохо устроился - всё таки на себя работал... :)

Торговля цветочками по замыслу авторов как раз является проявлением гибкости. Погряз, так сказать, в мещанстве. Это мы с высоты сегодняшнего понимания сути предпринимательства знаем, что торговать цветочками не такое простое дело. В контексте Германии конца XVIII века и советской идеологии это являлось проявлением конформизма.

Edited at 2015-06-10 06:22 am (UTC)

Захаров так нежно многими любим, но при этом остается таким недооцененным именно как кино-режиссер.

Мы сейчас восторгаемся философией Вырыпаева, но именно как кино-режиссеру ему шагать и шагать до Захарова, до его умения сделать из театра - кино!

Не знаком с Вырыпаевым, но согласен с тем, что Захаров как кинорежиссер очень хорош. Я как раз увлекся просмотром старых советских телеспектаклей и на их фоне талант Захарова чувствуется еще сильнее.

Почему "недооцененным"? По-моему, все согласны, что "Мюнхгаузен" - превосходный фильм?

Многие, да. Но при этом мало кто из кинокритиков, особенно современных, его упоминает когда-либо.

Спасибо, интересный и актуальный анализ.

Да, можно найти много общего между "оттепелью" 60-х и Перестройкой 80-90-х, как и между застоем 70-80-х и "закручиванием гаек" в начале XXI века.

Дело в том, что правила игры, навязанные обществом , существуют и на крайнем севере. Там они еще жестче, чем в столицах.

Правила навязывает любое общество, иначе оно не было бы таковым. Вопрос - какие? В данном случае речь идет о лжи, лицемерии, предательстве.

главный герой восстает против системы. Я не могу понять одного: как советские цензоры, положившие на полки десятки, если не сотни, снятых во время "оттепели" фильмов, прошляпили такую крамолу?
====
не согласен
в смысле, что прошляпили
в то время было не так уж мало фильмов, где герои шли против системы - причем, даже не иносказательно, а вполне себе на современном материале

навскидку - "Премия", "Мы, нижеподписавшиеся", "Гараж", "Остановился поезд"

ну и на историческом материале сходу вспоминаются "Легенда о Тиле" и "О бедном гусаре"

Только сейчас заметил Ваш комментарий. Интересно. Нужно будет подумать.

  • 1