Лариса Лисюткина (shaherezada) wrote in drugoe_kino,
Лариса Лисюткина
shaherezada
drugoe_kino

Categories:

"Падение Берлина" (1949): "И Сталин такой молодой..."


"Падение Берлина" - фундаменталистско-сталинистский фильм 1949 г. Этот двухсерийный блокбастер - легенда советской кинематографии. За два часа экранного времени ни разу не возникает даже намёка на правдоподобие. Создатели фильма (режиссёр Михаил Чиаурели и его соавтор по сценарию Пётр Павленко) и не ставили задачу быть правдоподобными. Они творили мифы, с которыми до сих пор отождествляет себя значительная часть российского населения: о великой победе и о великом вожде.
Так как вскоре после смерти Сталина был разоблачён, арестован и казнён его ближайший соратник Лаврентий Берия, из фильма, по обычаям того времени, были удалены все сцены, в которых Берия присутствует. Но к моменту разоблачения Берии фильм "Падение Берлина" был переведён на немецкий язык и пущен в прокат в ГДР. В ГДРовских киноархивах сохранилась полная версия фильма, и вырезанные сцены вставили в отреставрированную копию, которую мы смотрели в специализированном кинотеатре при Музее истории Берлина - Zeughauskino. Вставки остались черно-белыми, и в переводе на немецкий язык. Отреставрированная версия - цветная и на русском. Чередование этих разнородных фрагментов нарушают, разумеется, стилистическую целостность фильма, но в то же время создаёт для зрителя эффект присутствия исторического времени, со всеми его парадоксами, вроде неоднократного разоблачения и постоянного возрождения культа вождей. В этом же кинотеатре проходила большая ретроспектива запрещённых нацистских фильмов, которые можно показывать только как научно проинтепретированный исторический материал: до фильма - лекция, после - обсуждение с экспертами.

Фильм "Падение Берлина" охватывает пятилетку 1940-45 годы. Нехитрый сюжет нанизан на простенькую любовную историю: знатный сталевар Алексей влюблён в школьную учительницу Наташу, но она девушка образованная, читает наизусть стихи и проливает слезу на концерте классической музыки, в то время как сталевар парень простой и застенчивый. И только личное вмешательство товарища Сталина с его мудрыми советами типа "Будь смелее, пацан!", с которым сталевар встречается на фоне пейзажа, напоминающего райский сад на картинах эпохи Возрождения, приводит к сближению любящих, и происходит оно тоже на фоне символов плодородия: колосящихся злаков, трав и цветов.
Но сближение не завершается узами брака и семейным счастьем, точно так же, как спелые колосья остаются не скошенными. Вокруг влюблённых падают немецкие бомбы, в их жизнь приходит тяжёлое испытание: Алексей должен был пройти всю войну, а Наташа пережить похищение и немецкий плен, прежде чем оба вновь обретают друг друга, теперь уже на фоне взятого Рейхстага. То есть, в сюжет, помимо большой наррации о войне и вожде, добавлена и совершенно типологическая, сказочно-мифологическая тема инициации: чтобы получить свою условную царевну, условный принц должен выйти в мир, преодолеть препятствия и предъявить urbi et orbi доказательства своей мужественности. При воссоединении любящих присутствует лично и факир-чудотворец Сталин в белоснежном маршальском мундире. Он - Deus ex machina (Бог из машины), спустился по трапу самолёта прямо на площадь, где ему поёт осанну толпа спасённых им народов. Снято прямо по Библии: Да восславит тебя всяк сущий на земле язык.
Райской модели сталинско-советской благости логично противопоставлена адская преисподняя нацистского логова. Гротескные, как в цирке, Гитлер, Геббельс, Геринг и иже с ними в финале совершают коллективное самоубийство, инсценированное как дьявольская тайная вечеря: нацисты сидят в бункере за столом и поглощают гамбургеры с ядом, опробованным на невинной овечке, то есть, на собачке, но не какой попало, а на самой знаменитой в новейшей истории: личной овчарке Гитлера по имени Блонди. Она - единственное существо, вызывающее у зрителя эмпатию и сострадание.

При особо трешевых сценах публика в зале непочтительно ржала. Сталинистский блокбастер, награждённый в 1950 году сталинской премией и со Сталиным в центре событий, оставляет далеко позади все достижения северокорейского агитпропа. Он гомерически комичен, и мы тоже не могли удержаться от смеха в особо удачных местах. Но был и грустный момент во всей этой сталинистской вакханалии: она снята на Мосфильме как будто не 65 лет назад, а прямо вчера, война не закончилась в 45-ом году, а продолжается как ни в чём не бывало, "и Сталин такой молодой..."
Tags: 1949, Павленко, Чиаурели, советское кино
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments