nevesta_clico (nevesta_clico) wrote in drugoe_kino,
nevesta_clico
nevesta_clico
drugoe_kino

Categories:

Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники (Уэс Андерсон, 2007)

(без названия)Фильм, оставивший неоднозначное впечатление после просмотра. С одной стороны — прекрасная режиссерская, операторская и актерская работа, интересный замысел и есть над чем подумать. С другой — остается ощущение некоторой незавершенности, какого-то «недо-», чего-то будто бы не хватило. Для меня едва ли не девизом фильма стала фраза из него же - «Трудно оценить коцовку, не зная начала...».

Актерский состав

Большим сюрпризом лично для меня стало присутствие на первом плане сразу двух моих любимых евреев — Эдриена Броуди и Джейсона Шварцмана. Оба ярки, харизматичны, харАктерны, оба необычайно органичны в своих ролях (братья Питер и Джек). Несколько портит эту прекрасную картину, опять же, лично для меня, Френсис - Оуэн Уилсон (к счастью, он почти весь фильм залеплен бинтами — ему идет).

Из узнаваемых лиц мелькают в эпизодах Натали Портман и Билл Мюррей. Правда, персонажи их столь незначительны, что едва ли стоило бы о них упоминать. Зато очень хороши индийские актеры Варис Ахлувалия и Амара Каран, исполнившие роли проводников. Ах да, и роль мамаши братьев Уитменов сыграла Мортиша Аддамс Анжелика Хьюстон.

Сюжет

Братья Уитмены — Френсис, Питер и Джек — встречаются в поезде, следующем по Индии. Цель их путешествия — некий духовный опыт и семейное примирение... так, по крайней мере, говорит братьям Френсис, спланировавший эту поездку. На самом деле у нее есть еще одна, тайная цель, о которой до поры Питеру и Джеку лучше не знать...

В пути братья попадают в самые разные ситуации — нелепые, комичные, а порой и трагические.

Личное мнение

Очень узнаваем индивидуальный почерк Уэса Андерсона, и мне этот почерк нравится. Заметны авторские «фишки», характерные приемы, используемые едва ли не во всех работах этого автора. Исключительно хороша картинка — эдакое медитативное путешествие, медитативное не для героев - по содержанию и сюжету, а для зрителя - по визуальному ряду. Недурно подобран саундтрек. Хороши отдельные эпизоды, такие «станции духовного путешествия» - заблудившийся поезд, неудачная медитация, гибель мальчика и другие.

(без названия)Что касается собственно сюжета... Все время возникает ощущение, что сюжет выдернут из контекста. Контекста, которого мы не знаем. Например, мы выясняем, что конечной целью путешествия было примирение с матерью и ее возвращение. Но мы так и не узнаем, в чем была суть конфликта между родителями Уитменов, почему их мать не приехала на похороны, почему она, собственно, ушла в монастырь, почему не хочет видеть сыновей. Нам просто дают факт, с которым, оказывается, надо работать, проделывая некий духовный путь. «Трудно оценить коцовку, не зная начала...».

Главные герои выписаны в один-два штриха. Питер бесцелен, он не знает, куда идет. Его подруга беременна, и он не знает, хочет ли он этого. Он хотел бы быть любимчиком отца и не знает, так ли это. Он хотел бы быть лидером, походить на отца, противостоять Френсису — и не может этого. Особенно характерен для него эпизод с покупкой ядовитой змеи — непонятно, для чего и зачем, просто так, захотелось. И так же бесцельно он эту змею теряет. Писатель Джек — влюбчив и ведом, склонен действовать исподтишка. Френсис — властен и чрезмерно рационален. Отношения между братьями, заостренные экстравагантной ситуацией путешествия и драмой в прошлом их родителей, тем не менее, весьма узнаваемы: все эти разборки между братьями, одновременное взаимное недоверие и близость, все это выглядит весьма достоверно и реалистично.

(без названия)На протяжение всей истории герои практически не меняются. Да, Питер и Джек в конце принимают кое-какие решения, однако сами они остаются все теми же, да и противоречий между собой они глобально не разрешают, насколько можно судить. Френсис, как мы выясняем, со своей страстью все планировать и решать за всех, является точной копией своей матери. И, возможно, именно он мог бы послужить связующим звеном и понять, что произошло с ней или даже за ней последовать, - но и этого не происходит. Духовное путешествие завершено, но вот изменится ли после него что-либо в жизни братьев в реальности — большой вопрос.

Местами автор будто заигрывает со зрителем, подбрасывая ему чересчур уж прозрачные намеки, давая однозначные до плоскости метафоры, что-то вроде - «смотрите-ка, этот поезд заблудился, возможно, герои вообще идут куда-то не туда?» или «о, они выбросили отцовские чемоданы, наконец-то они избавятся от багажа прошлого!». Истоки конфликта между братьями мы узнаем из бэкграунда, вставленного в эпизод в середине фильма, — и именно такое расположение бэкграунда тоже будто говорит: «посмотрите-ка, все началось с похорон, эти придурки перессорились и опоздали на похороны родного отца, а теперь они в чужой стране, на чужих похоронах, и не пора ли им наконец начать ценить друг друга?». Автор не дает зрителю ни единого шанса не догадаться о содержании и смысле его метафор и образов.

(без названия)В целом я получила массу удовольствия в процессе просмотра картины. Но после ее завершения осталось легкое ощущение, что где-то меня обманули. Будто пообещали то ли какое-то понимание, то ли просто конфетку, и не дали ни того, ни другого. И даже непонятно, была это конфетка или муляж конфетки.

И это — несмотря на превосходно снятый катарсический эпизод с поездом в финале. Осталась незавершенность — не такого рода, как бывает в фильмах с открытым финалом, где ты можешь стать со-творцом. Напротив, здесь автор не дает возможности додумывать что-либо самостоятельно, но и своих идей не раскрывает полностью. 
Опять-таки, не исключаю, что именно в этом и заключался авторский замысел - жизнь героев началась до начала фильма и не закончится после его завершения, мы видим лишь эпизод их судеб, фрагмент картины, который вовсе и не обязан быть цельным и завершенным.

Итого — я бы поставила фильму оценку 7 из 10. К просмотру рекомендую искренне. Так или иначе, о потраченном на него времени я нисколько не пожалела.

Tags: 2007, Джейсон Шварцман, Оуэн Уилсон, Уэс Андерсон, Эдриан Броуди, американское кино
Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments