Tenn (pol_ned) wrote in drugoe_kino,
Tenn
pol_ned
drugoe_kino

Categories:

"Le naufrage" (2009), "Un monde sans femmes" (2011) / Guillaume Brac


«Поломка» и «Мир без женщин» - две короткометражки, снятые французским режиссером Гийомом Браком в 2009г. и 2011г. , объединенные единым местом действия и главным героем, добродушным увальнем Сильваном (Vincent Macaigne), который так или иначе влияет на жизнь людей, с которыми судьба очень не на долго его сводит. В обоих фильмах «ничего не происходит» и если их смотреть по отдельности, то первое впечатление от них – очаровательные, но ничего не значащие зарисовки из жизни самых обыкновенных людей, что и не плохо само по себе, но именно в паре эти фильмы приобретают дополнительное послевкусие и создают магию «особенного места», коим и является маленький приморский городок, где происходит действие фильмов.
Сначала я посмотрел «Мир без женщин» и был расстроен, что фильм так быстро закончился, хотелось что бы он длился не 55 минут, а гораздо дольше. Начал искать информацию о режиссере и Винсене Макене, сыгравшем главного героя, и с удивлением обнаружил, что это был уже второй фильм о Сильване, но первый длится еще меньше, около двадцати минут, ну и восприятие Сильвана в «Мире без женщин», наверное, чуть иное. Впрочем, в итоге у меня получился довольно необычный эксперимент с легкой подменой смыслов, когда логически понимаешь, что последовательность действий нарушена, но на эмоциональном уровне воспринимаешь так, словно перед тобой чуть другая история, в том числе потому, что их действительно легко поменять местами и в итоге можно несколько удивиться. Не углубляясь в детали – это как от рассвета к сумеркам, хоть на деле все как раз строго наоборот.
Сюжеты обоих фильмов построены на том, что герои попадают в крошечный провинциальный городок на берегу моря, где все девушки к 20 годам успевают выйти замуж и обзавестись по ребенку, а после 10 вечера люди уже крепко спят. Вот, кстати, интересный нюанс, напомнивший о недавнем «За сигаретами» с Катрин Денев: там героиня никак не могла купить сигареты в таком же крохотном городке и ей советовали ехать в соседний, а в «Поломке» случайно заночевавший в гостинице постоялец пытается раздобыть хоть какую-нибудь еду, но его ждет жесткий облом, ибо все уже спят – кроме Сильвана, в окне которого горит свет и он лопает что-то вкусненькое. Сильван не спит, да и вообще он не такой как все, хоть по нему и не скажешь – обычный вроде бы мужчина среднего возраста, уже толстеющий, уже лысеющий, но сохранивший в себе детскую непосредственность в сочетании с детской же застенчивостью. Сильван одинок и у него глаза доброй собаки, которая не то потерялась, не то изгнана хозяином и теперь в тоске об утраченном. Эти двое – Сильван и случайный посетитель города – проведут ночь за поеданием вкусняшек и не одной бутылкой пива , предаваясь разговорам и легкой меланхолии.

Особенность «Поломки» в том, что это не просто грустный фильм о том, как люди не на долго находят общий язык, а потом моментально утрачивают его из-за классических «трудностей перевода» и благих намерений, которыми известно куда дорога вымощена, он еще и об атмосфере некого безвременья, когда час длится вечность, а некое пространство отказывается тебя выпускать и в одном случае ты пытаешься вырваться из него со всем отчаянием, в другом – проникаешься на столько, что становишься его добровольным пленником.

                                              (Julien Lucas)
Существование в одном пространстве двух диаметрально противоположных и внешне и внутренне людей приковывает к себе внимание и, конечно, психофизика самих актеров идеально ложится на канву истории: Винсен Макен большой и мягкий, а взгляд карих глаз излучает тепло и улыбку ( в фильмах Гийома Брака у актера несколько «притушена» мужская привлекательность, но у других режиссеров, как оказалось, он порой смахивает не на добрую собаку, а на мартовского кота), ну а его случайный гость, в исполнении Julien Lucas, поджарый красавчик с довольно холодным взглядом светлых глаз, и словом и делом декларирующий дистанцию между людьми вообще и даже с любимой девушкой в частности. Наблюдать случайное отсутствие дистанции между этими двоими – дело занятное!

                                             (Vincent Macaigne)

«Мир без женщин» в отличии от «Поломки» наполнен дневным светом и не несет в себе ощущения скрытой агрессии, которая едва ощутимо, но присутствует в первом фильме, и в каком-то смысле является более простой историей, сюжет которой можно пересказать буквально в нескольких словах: Сильван сдает квартиру двум парижанкам, приехавшим в отпуск на побережье – немного легкомысленной Патриции и ее серьезной дочери Жульетт. Они ходят вместе на пляж и по магазинам, а по вечерам иногда пьют вино и однажды сходили на танцы. И, конечно, Сильван увлечен Патрицией, но скромно об этом молчит, в отличии от своего друга Жиля, который хоть и производит впечатление мачо, но испытывает ровно те же проблемы, что и Сильван – отсутствие свободных женщин в крохотном городке, где только на курортные романы и вся надежда. Отпуск заканчивается, Патриция и Жульетт уезжают – титры.

В одной из рецензий на фильм прочитал, что-то вроде, что если любого из нас снять на скрытую камеру во время отпуска, то кино получилось бы поинтереснее, но это совершенно не так, потому что не смотря на отсутствие каких-то ярких сюжетных поворотом «Мир без женщин» полон совершенно волшебных моментов, растворенных в повседневности и полутонах, а герои не столь однозначны, как это могло бы показаться на первый взгляд и в каждого из них успеваешь влюбиться за эти недолгие 55 минут экранного времени.




Когда думаешь об этом фильме, на ум приходит слово «деликатность», потому что именно так, а не иначе режиссер преподносит происходящее с каждым из них. Легко представить степень эксцентрики и даже вульгарности, с которой мог быть обыгран эпизод попыток ухаживания Сильваном за Патрицией, когда в один из моментов он берет ее за руку и не отпускает, но здесь все складывается так, что он сам понимает – руку лучше отпустить, хоть Патриция и не вырывает ее. Зритель видит неловкость, которую испытывает Сильван, видит нежелание Патриции обидеть его, но все это не смешно и не глупо, а как-то по-человечески понятно и естественно.

И еще одна особенность фильма, которая не сразу бросается в глаза, но понимание этого приходит спустя некоторое время: в нем совершенно отсутствуют отрицательные персонажи. Даже альфа-самец местного разлива, пытающийся кадрить Патрицию на глазах у друга, и тот хороший парень, просто очень свербило у него в тот момент. Умение показать людей с присущими им недостатками с любовью, но без сентиментальности свойственно редко кому, Гийому Браку это удалось.

ТРЕЙЛЕР
Tags: 2009, 2011, Гийом Брак, французское кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments