desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

«Ида» / Ida (Павел Павликовский, 2013)

название рецензии ДИТЯ ВО ВРЕМЕНИ
(упреждая вопросы "где скачать?" - есть по всему интернету)



Польский черно-белый фильм «Ида» («Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке», режиссер – ныне живущий в Британии Павел Павликовский) - это несколько дней из жизни молодой послушницы Анны (Агата Тшебуховская) перед принятием обета. По совету настоятельницы она едет в гости к своей тёте Ванде (Агата Кулеша) - судье и бывшему сталинскому прокурору, за жестокость прозванной «Красная Ванда». Именно от Ванды племянница узнает, что ее настоящее имя— Ида Лебенштейн, а её родители убиты во время войны. Ида решает найти их останки. Вместе с Вандой они отправляются в путешествие.

«Ида» - и роуд-муви, и роман взросления с психологически отчужденной протагонисткой. Мы не знаем, что у нее на уме, она почти не говорит, не задерживается на считанных крупных планах, которыми принято питать зрительский вуайеризм. Молчание понятно: ведь Ида с младенчества знала только монастырь, куда ее отдали, отлучив от обреченной семьи. Единственная значимая фраза Анны-Иды - «Я не готова» - звучит, когда главное произошло: дорогие мертвецы найдены и похоронены, убийцы сознались и остались безнаказанными, нераскаянными, все не как в кино, однако она еще не готова покинуть мир. Еще есть дела.

Павликовский избегает соблазна устроить противостояние религиозной праведности и коммунистического безбожия. Насколько скрытна, сдержана Ида-Тшебуховская – настолько экспансивна Ванда-Кулеша: способная кого угодно соблазнить или размазать по стенке, или, внезапно, совершенно беззащитная, она даже паузы держит выразительно до крика. Но и в молчаливом упрямстве Иды не меньше страстей. Тшебуховская и Кулеша составляют потрясающий дуэт в антагонизме характеров, не идеологий.

Неполная неделя перед окончательным возвращением в монастырь и является для Иды «жизнью», а с другой стороны, инициацией, обязательным для любого человеческого существа приобщением к смерти и к любви.

И произойти это должно в такой гамме, в таких декорациях. Павликовский безукоризненно отстроил материальную среду скудных ПНР-овских шестидесятых: улицы и трамваи, костелы и гостиницы, костюмы и кабаки, старое кладбище, лес, дорога, пашня вырисованы с точностью умелого графика. Но цвет отменен не только из-за стремления к аутентичности, которая везде, тем более в кино, всегда остается иллюзией, а из-за того, что Роза, как и ее выжившая дочь, была рыжей.

Была. Видим ее только на выцветшей фотографии, с ребенком на руках. Из снимка, фиксирующего утрату, вырастает, по сути, история Иды – а, значит, и образ ее реальности - черно-белой и отмеченной невыводимым слепым пятном на месте катастрофы Истребления, которая, похоже, никогда не будет осознана до конца в том числе из-за обыденности, лежащей в ее основе. Обыденность зла: убить семью, которая тебе доверилась, чтобы завладеть домом убитых. Убить, зная, что отвечать не придется, поскольку убитые - евреи. Ванда, собственно, об этом и спрашивает племянницу: «А что, если ты поедешь туда и узнаешь, что Бога нет?»

Но это не о Боге, а о времени.

Ида устремляется из визуально подчеркнутого безвременья монастырских стен (оператор - Лукаш Зал) ко времени историческому, то есть нечеловеческому, наполненному неотомщенными и непогребенными жертвами, оказавшимися исчезающе малой частью колоссальной статистики убийств, и также – к нестерпимому настоящему, разорванному между этим чудовищным прошлым и суетливым будущим, о котором Ида допытывается у влюбленного в нее музыканта (Давид Огродник): «А потом?» Но то, что потом – жениться, купить дом, собаку, завести детей - не так важно как то, что сейчас.

Она молча идет по дороге, на фонограмме – Бах, навстречу – машины, едут туда, в «потом». То же сосредоточенное, спокойное лицо. Ей, как и прежде, не нужно ничего говорить. Она знает, что было. Она знает, что ее зовут Ида. Проснувшееся дитя во времени.

Дмитрий Десятерик
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments