crazy_reader (crazy_reader) wrote in drugoe_kino,
crazy_reader
crazy_reader
drugoe_kino

Category:

«Жить», 2011 год, режиссёр и сценарист Василий Сигарев. В предчувствии комедии.

  Жить1        «Волчок», первый полнометражный фильм Сигарева, я смотрел лет пять тому назад. Перечитав сейчас свой старый пост о нём, нашёл схожесть в тягостном и мутном «послевкусии». Эффект – как после стакана первача. Впрочем, по сравнению с «Волчком», «Жить» прошла стадию дополнительной очистки, но и это не перевело её в другую категорию. Я старомоден в подходе к кинематографу и при оценке фильма отношу к  важнейшим критериям  его способность вызвать катарсис, который я понимаю, в соответствии с классиками, как очищение души. Во всяком случае, применяю такой подход к работам, которые зритель или критики относят к серьёзным и талантливым. «Жить»  получила очень высокую оценку от нашего экспертного сообщества, тем самым послав мне, как зрителю, сигнал. А на сигналы принято реагировать.
           Смерть всегда тревожила души и сознание живых, размышления о смерти, попытки прикоснуться к её тайне часто становились стимулом для творчества, не исключая, естественно, и кинематограф. Из бесчисленного множества  проросших на этой печальной ниве всходов назову, в качестве примера, памятную мне изящную и атмосферную картину Аменабара «Другие», а также «Солярис» Тарковского. «Солярис» сразу же, по горячим следам, пришёл мне в голову в качестве чего-то схожего, увиденного гораздо раньше сигаревской жути. Не сравнивая масштаб и уровень двух этих картин, отмечу, что в обоих случаях на экране мы видим соприкосновение двух миров. Только у Тарковского всё прозрачно и логично, а у Сигарева – невнятно. В Солярисе появляющиеся на станции гости – результат воздействия Океана, который хотя и является непостижимой для человека субстанцией, но явно обозначен как творец пришельцев. А сами гости – продукты материализации совести героев. У Сигарева я не могу однозначно назвать причину появления пришельцев из мира мёртвых. Если это продукт галлюциногенный, то откуда взялись послания с того света в виде загасшей свечи, или тоски собаки и видений матери двух девочек? Конечно, это не так важно и в такого рода фильмах логика не работает – у «того света» свои законы и своя логика. Но всё же, всё же, всё же.… А теперь о самом первом впечатлении.

Жить3.           Первое впечатление было такое: целевой аудиторией фильма являлась группа посвящённых - коллеги по цеху, экспертное сообщество, жюри фестиваля (неважно какого), утончённо заточенный зритель. И мнение этой группы товарищей режиссёра интересовало в первую очередь. Отсюда оригинальничание в сюжетных фантазиях,  вызванное стремлением застолбить свою terra incognita, не освоенную другими «первооткрывателями». Кладбищенская тематика уже появлялась в «Волчке», но в «Жить» Сигарев копнул, в прямом и переносном смысле,  глубже и явил поистине библейскую мощь, оживив умерших. Правда, остаётся от увиденного физически неприятное чувство и ощущение того, что он забрёл за флажки, в табуированную область, туда, куда заходить нельзя. В целом же, если забыть об эмоциях, можно сказать, что режиссёру удалось собрать эпизоды в ладно подогнанное целое и окропить полученное мёртвой водой. А вот живой воды под рукой не оказалось. Фильм не задышал. Возникает вопрос – почему?
           Я определю основную причину через общую беду нашего «важнейшего из искусств» - неумение работать в жанре реализма. Что уж говорить о масштабных проектах, если удачные работы даже с локальной проблематикой можно пересчитать по пальцам. Вот и в нашем случае мы видим три интересные, три богатые скрытыми потенциями сюжетные линии, которые до обращения к помощи потусторонних сил смотрелись очень достойно. Каждая из этих линий, окажись она доведённой в том же стиле до конца, могла бы зазвучать куда громче, чем получилось в реальности. Затянул режиссёр песню, а на самом интересном месте дал петуха. Возможно, мои предположения насчёт неумения - всего лишь выражение моей тоски по реализму, а творческая группа специально выбрала такую форму из коммерческих соображений для привлечения зрителей. Или с расчётом на фестивальные призы – не зря же его представляли на несколько конкурсов. Но, в итоге, мне кажется, что скрытые возможности всех участников съёмочной группы не были реализованы в полной мере. А теперь, несколько слов о самом фильме, частично раскрывая некоторые моменты действия, но не думаю, что это повредит тем, которые захотят прикоснуться к сигаревской картине в первый раз.
           Начну с оператора, к которому у меня претензий нет вообще. Кадр не только не раздражает глаз, но и точно передаёт атмосферу неторопливой жизни провинциального городка Средней полосы (съёмки проходили в г.Суворов Тульской области), улавливая и психологические нюансы переживаний персонажей картины. К сценарию мои претензии кратко выражены в разделе «тоска по реализму», скажу дополнительно, что диалоги, как часто бывает у нас, не кажутся фальшивыми -  поставлю оценку хорошо. Проблематика «Жить» связана со смертью, с потерей близкого человека. Но, одновременно, умирает и часть живого человека - часть памяти, чувств, часть его мира, часть его самого. О том, как пережить эту потерю, и снят фильм. Три истории: мальчик теряет отца, жена – мужа, мать – детей.  И ещё один плюс картине – все персонажи имеют своё лицо, временами выходя на уровень изображения типических характеров. Две оговорки всё-таки сделаю. Первая о том, что при переходе фильма в мистическую область достоверность временами падает. Вторая – о героине Яны Трояновой. И в недавно просмотренном «Кококо», и в «Жить» созданные актрисой образы кажутся мне чересчур наигранными, не совсем естественными. Возможно, это задание режиссёра, а она – всего лишь исполнитель его требований, возможно – её индивидуально-профессиональные особенности, а, не исключено, что это мои индивидуально-зрительские привычки, которые она нарушает, вызывая у меня чувство дискомфорта. Неполная совместимость отдельно взятого зрителя и актёра встречается. В фильме показаны самые обычные люди, которые и составляют большинство в российских городах и сёлах. Люди, для взгляда со стороны, неприглядные в непричёсанном состоянии, но модное сейчас слово «русофобия» я бы применять в данном случае не стал - обыденная жизнь со всеми плюсами и минусами. Прискорбно, конечно, что попавшим в беду людям мёртвые помогают больше, чем живые, но разве так у нас не бывает? Кое-где и порой?
           Так всё-таки – смотреть или не смотреть? Затрудняюсь дать однозначную рекомендацию. С технической стороны фильм очень неплох, да и наш он, российский, а я стараюсь в таких случаях оценку завышать. Но признаков упомянутого выше катарсиса я в себе не обнаружил. Скорее наоборот, пустота и бессмысленность остаточного эффекта оставили меня в недоумении – почему, при всех признаках и составляющих  хорошего кино, так получилось?  Надеюсь, что это просто болезнь роста талантливого человека и будущее у него будет плодотворным, что нужно не только ему лично, но и всей нашей огромной стране, потому что кризис у нас не только в экономике, но и в области духа. И очень хотелось бы, чтобы все таланты смогли реализовывать себя в полной мере. Василий Сигарев объявил, что следующий фильм он хочет снять в жанре комедии. Интересно, выберется ли он с кладбища?
.
----
 
Tags: 2011, Василий Сигарев, Жить
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →