
Мировая культура знает множество захватывающих историй о различных семьях, кланах и фамилиях. От гангстерской саги о Карлеонях, написанной Марио Пьюзо, до экзистенциальной драмы о Глассах Джерома Селинджера, от черной комедии семейки Адамс до соцмодернизма семьи Овечкиных («Мама»), от остроумного цикла о мутантах Хогбенах до унылой диссидентской «Московской саги», от жизнеописания Карениных до эпопеи о Форсайтах. И если Лев Николаевич считал, что каждая семья несчастна по-своему и только счастливы все одинаково, то «Семейка Тененбаумов», о которой дальше и пойдёт речь, является исключением. И дело не в том, что Тененбаумы счастливы на какой-то свой особый манер, нет – это несчастная семья, но несчастье её схоже с несчастьями других семей, чьи дети слишком одарённые.
В общем, было у Рояла Тененбаума три ребёнка: двое сыновей и дочка, и все трое, как на подбор – гении. Каждый в своей области: Ричи – предприниматель от бога, уже в 13 лет он успешно занимался недвижимостью, Чес – великолепный теннисист, дважды чемпион мира, Марго – одарённая писательница, ещё школьницей получившая Пулитцеровскую премию за написанную в 5-м классе пьесу. Только вот росли эти вундеркинды без отца, уже в самом первом эпизоде фильма глава семейства собирает своих отпрысков вместе и ставит их перед фактом, что они с женой решили развестись. Дети остались с матерью, и все тяготы воспитания гениальных Тененбаумов-младших легли на её плечи. Можно подумать, что фильм – социальная драма. Нет, на самом деле пересказанное – лишь первые пять минут фильма, основные сюжетные коллизии происходят много позже, когда дети уже выросли и превратились в обычных взрослых неудачников. Поправка: в необычных, потому как немногие неудачники могут похвастаться тем, что они были гениями в детстве. Ещё одна поправка: похвастаться могут как раз многие, но на самом деле признание в школьные годы приходит далеко не ко всем.
Но, как бы то ни было раньше, теперь великолепная троица представляет собой жалкое зрелище: успешный бизнесмен чудом выжил в авиакатастрофе, после чего – из ума, теперь кроме огнетушителей его мало что интересует; блестящая писательница вышла замуж за зануду-бихевиориста, и чувствует себя в своей тарелке, только находясь наедине с собой в ванной комнате; звезда теннисного корта отказался от большой карьеры и добровольно выбрал жизнь затворника. Им даже уютно в этих своих невротических мирках, которые аккуратно вписались внутрь огромного дома Теннебаумов. В своих неудачах бывшие вундеркинды нашли, наконец, какое-то подобие покоя, которого были лишены всё детство.
Но тут на сцене вновь появляется глава семьи, который отсутствовал с того самого момента, как ошарашил детишек новостью о разводе родителей. Он-то, в отличие от своих детей, совсем не изменился – это всё тот же пройдоха, которым они все его помнят, разве что чуть более седой да морщинистый. Под действием этой «прививки прошлого» полумёртвые/окоченевшие Тененбаумы начинают оживать. Достигнуть уровня былой гениальности им уже никогда не получится, но у них хотя бы появился шанс вернуться в нормальную реальность, где для похода в туалет огнетушитель не является обязательной вещью, да и необходимости в ежедневных многочасовых посиделках в ванной комнате наедине с собой тоже нет.
Community Info