fynf_07 (fynf_07) wrote in drugoe_kino,
fynf_07
fynf_07
drugoe_kino

Categories:

"Исчезнувшая": с "Дороги перемен" к "Вечному сиянию чистого разума"

* чтобы не путаться в героях (тем более, Уинслет мелькает дважды): Джоэль и Клементина - "Сияние", Эйприл и Фрэнк - "Дорога перемен", Эми и Ник - "Исчезнувшая"

Эти три в разной степени пугающих и ободряющих фильма объединяет тема кризиса семейных или - в случае "Сияния" - околосемейных отношений.
Итак, исходники при знакомстве: Эми и Ник - успешные столичные журналисты. Эйприл - будущая актриса, Фрэнк божится, что сделает что угодно лишь бы избежать участи отца-клерка. И те, и другие встречаются на вечеринке и несколько кичатся своим а-мы-не-такие-как-все, подсмеиваясь над окружающими, будучи в твердой уверенности, что им-то не стать такими - скучными, обычными филистерами.
afaa6d679badd9bd31f619fce0273be6kinopoisk_ru-Gone-Girl-2470341

В случае с Джоэлем и Клементиной дело обстоит несколько иначе: здесь социальный фон не так значим, т.к. действие сосредочено на характерах. Если в парах выше героев привлекает похожесть друг друга, то здесь речь идет о противоположностях. И очевидно, кто ярче, непредсказуемее, а кто при случае может сдать назад, кто пресытится этой необычностью партнера. От окружающих они отличаются не умом и амбициозностью, а скорее сознательным отделением - пугающим цветом волос ли, пугливой молчаливостью.

1245060061_vechnoe.siyanie.01
Но проходят годы, и кто-то один начинает тянуться к такому-как-все. А кто-то другой не может ему этого простить. И в итоге каждый из них начинает тяготиться партнером.
Как Ник увозит жену из Нью-Йорка, чтобы заботиться об умирающей матери, так и Фрэнк увозит Эйприл за город, чтобы создать лучшие условия для детей. Оба поступают правильно? Да, но при этом каждой из женщин видится в этом некое предательство их изначальных планов на жизнь. Как говорит Эми: "Я бы просто хотела, чтобы он спросил". Каждая чувствует себя вырванной из своего богемного контекста и загнанной в глушь, в те рамки, на которые изначально она не давала согласия. А в итоге и вовсе обнаруживает себя скучающей недовольной домохозяйкой, беспрестанно пилящей мужа, - такой, над которой она когда-то смеялась. И в отношениях с человеком, с которым энное количество лет назад она бы и не подумала связаться. Вместо талантливого журналиста и будущего писателя Эми видит у себя в мужьях ленивого и недалекого любителя видеоигр, который довольствуется баром и небольшим курсом преподавания (извечная вариация американской мечты "из учителей в писатели", реализованная наоборот). Фрэнк же, некогда мечтавший о полной жизни в Париже, все-таки оказывается копией своего отца, работая на ненавистной работе клерка.
И каждый из мужей сглаживает это подспудное недовольство собой - как свое, так и женино - юной любовницей, занимающей подчиненное положение (секретарша, студентка), в глазах которой он хоть немного может расцвести. Любовницы по типажу, кстати, - полная противоположность женам.
2008_revolutionary_road_0151412590364_1805838627_kadrs

Джоэль и Клементина опять же оказываются несколько в стороне, ибо им не нужны дополнительные социальные факторы в виде переезда или смены работы: противоречия изначально заложены в их отношениях. С уходом романтического флера непредсказуемость Клементины видится уже взбалмошностью, непосредственность бескультурием, а оригинальность вульгарностью. То же происходит и с Джоэлем, который зачастую ведет себя как высокомерный зануда, беспрестанно осуждающий Клементину за то, чем она изначально так его привлекла.

kinopoisk.ru-Eternal-Sunshine-of-the-Spotless-Mind-1370915

И вот наступает взрыв: что Клементина, что Эми решают исчезнуть. Кто-то незаметно, а кто-то, решив напоследок отомстить.
Отличие пары Эйприл-Фрэнк состоит главным образом в том, что Фрэнк все же изначально откликается на предложение жены начать все сначала: уехать в желанный Париж и начать искать работу по душе. Сохранение отношений имеет равно великое значение для обоих (тут сказывается и наличие детей, и эпоха, и отсутствие каких-то явных обид).
Однако и расплата оказывается много страшней: ибо если Эми и Клементина уже хорошо поняли своих партнеров и не надеялись на что-то лучшее, то Эйприл этой надеждой подспудно жила, считая, что Фрэнка не устраивает его жизнь в той же мере, что и ее. Поэтому когда выясняется, что повышение оказывается для мужа мощным стимулом остаться и что на самом деле он вовсе не нуждается в масштабных переменах (ох и не зря его обвиняют в намеренном зачатии третьего ребенка как раз в разгар сборов в Париж), ярость Эйприл не знает границ, она делает все, чтобы разрушить этот ненавистный мирок, ставший для нее клеткой.
kinopoisk.ru-Revolutionary-Road-8479171260882550_snapshot20091215180220
И вот он парадокс: попытка реанимации отношений благими путями приводит к полному краху. А вот окончательное и бесповоротное вычеркивание: стирание памяти Клементиной, имитация убийства Эми оказывается куда действеннее. Только разрушив все до основания получилось вспомнить, как и зачем все начиналось.
Почему вернулась Эми? Неужели ее изощренный ум не увидел в признании Ником своих грешков банального расчета? Она не могла этого не понять, но суть в другом: Ник признал именно то, что она ставила ему в вину, тем самым внезапно показав, как хорошо он ее знает. В этом и его отличие от Фрэнка, не понимающего, отчего жене неймется.
И если "Дорога перемен" оканчивается безнадежно выжженной степью, которую оставляет Эйприл, загубив и себя, и нерожденного ребенка, то в "Исчезнувшей" я вижу условно счастливый конец. Схожий именно с "Вечным сиянием". Ибо в обоих случаях герои, приняв и поняв партнеров, осознали, что как бы не было им вместе тяжело и порой безнадежно худо, они в друг друге нуждаются. И я вижу параллелизм в этих сценах (пардон за качество "Исчезнувшей").

В общем, до счастливого конца дорога перемен ох как петляет.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments