desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

ПРИБЫЛЬ В ЖАНРАХ, УБЫЛЬ В СМЫСЛАХ. Прошла неделя Берлинале.

ПРИБЫЛЬ В ЖАНРАХ, УБЫЛЬ В СМЫСЛАХ
Пошла вторая неделя Берлинского кинофестиваля.

Берлинале вступил в полосу жанра: китайцы устроили авантюрную комедию, а румыны нагрузили черно-белой исторической драмой, но в первую очередь надо, конечно, сказать о том, о чем все хотят услышать. О Гринуэе то есть.

***
«Эйзенштейн в Гуанахуато»: ИНИЦИАЦИЯ ЖАНРОМ

Не знаю, почему в бывшем СССР так любят Гринуэя. Возможно, оттого, что он был одним из первых западных режиссеров, фильмы которых дошли до нас еще в перестройку; такого кино – яркого и эстетичного, особенно на фоне окружающей реальности – ранее на наших свинцовых территориях не видали.

Впрочем, сквозь визуальную роскошь с течением лет проступали врожденные недочеты: отказ от индивидуальности актеров, неумение строить диалоги вне режима доклада или декламации, ограниченный запас приемов. В конце концов, волшебный каталогизатор скатился до чистого декоративизма и самоповторов.

«Эйзенштейн в Гуанахуато» насыщен теми же гринуэвскими трюками: полиэкранами и титрами, костюмированными массовками и километрами цитат, фронтальными живописными планами и анимационными вставками, лекциями на темы политики, культуры, революции. Но при этом – о чудо! – впервые и смыслы, и образы четко организованы вокруг фигуры героя. Эйзенштейн по Гринуэю (в исполнении Эльмера Бака) – гениальный эксцентрик, божий клоун, веселый малый, бунтарь, хулиган, который не знает ни минуты покоя, беспрерывно говорит, кричит, ест, пьет, танцует, ворует вилки, занимается сексом, а пейзаж вокруг него – мексиканский городок, раскрашенный в сентиментальные цвета классического «Техниколора». Впервые – еще одно чудо – появились удачные крупные планы протагониста и зазвучали нормальные диалоги. А сюжет можно уложить в одну фразу: Эйзенштейн влюбляется в своего красавца-гида, у которого есть жена и двое детей, но разлука неизбежна.

Чтобы вы не сомневались: старый добрый Питер снял традиционную, где-то даже мейнстримную биографическую драму напополам с лав-стори, в которой, наконец-то, стиль не мешает сюжету, хотя и стиль не в обиде. Пусть и говорит он не столько про Эйзенштейна, сколько о своем взгляде на Эйзенштейна.

По Гринуэю, это «Десять дней, потрясших Эйзенштейна», но на самом деле это 105 минут, частично возобновивших интерес к Гринуэю.

Вот бы снял он это лет 10 назад. Вот был бы тогда молодец.

***

«Под электрическими облаками»: ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ ПРО ИСКУССТВЕННЫХ ЛЮДЕЙ

«Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего (Россия-Польша-Украина) – первый фильм, выпушенный после смерти отца. Это не фактор, это констатация.

«Под электрическими облаками» - краткая повесть безвременных лет о России, с разбросом во времени с 1991 по 2017 год (ближайшее будущее, обозначенное проекционной рекламой на зимнем небе), но не в хронологическом порядке. Всего 7 глав.

С первых же минут создается ощущение, что смотришь неуклюжую и неумную пародию на постановки Чехова. Что-то может произойти, а может не происходить. Герои стоят с отрешенными лицами, к ним подходят другие герои, дабы изложить в худшем понимании книжную реплику и удалиться в туман. Сюжеты разваливаются. Ощущение фальши звенит в каждом эпизоде, от начала до самого конца, где вытягивают макет лошади по песку под песню Шевчука – это, надо полагать, знак надежды. Хотя могли бы быть и не лошадь, а зеленый слоник, и не Шевчук, а Михалок. Или не быть. Или не зеленый. В песочнице плохой режиссуры возможны куличи любой формы.

Когда смотришь такое, то понимаешь, почему термин «арт-хаус» звучит как ругательство. Вот это он и есть, и вся его концепция укладывается в одну фразу Германа на пресс-конференции: «Я не люблю простое, я люблю сложное». У меня к этому фильму претензии как раз простые. Живые люди так не говорят. Такие сценарии не снимают. И отставленный интеллигентский пальчик держат при себе.

В качестве вишенки: в первой новелле звучат слова про 2017 год: «все живут ожиданием большой войны».

Война вообще-то уже идет, и немаленькая.

Впрочем, на пресс-конференции Герман сказал, что ему ядерную подавай. Вот тогда да.

Широкая душа.
***
Румыны и китайцы: УНЕСЕННЫЕ ДЕНЬГАМИ



Глядя «Унесенных пулями», вспомнил, почему равнодушен к коммерческому китайскому кино. Чайнавуд чрезмерен. Слишком много криков, слишком много красок, ярких красок, слепящих красок; слишком много прыжков, криков, гримас. Любой фильм функционирует как живой организм, ритмически: вдох-выдох. У китайцев – только выдох, только стремление дуть и дуть, громко сдувать крыши зрителям. Если драться – так обязательно на какой-нибудь жердочке над пропастью, если гримасничать – так толпой в тысячу человек, если рассказывать о чем-то – то долго и подробно и опять же с гримасой после каждой фразы. Но это же утомляет. Плюс весь сюжет про свингующий Шанхай 1930-х кажется высосанным из пальца. Одна уж совсем феерическая деталь: во время конкурса красоты зачитывают телеграмму от жительницы Украины, которая жалуется на войну и просит побыстрее избрать королеву красоты. Королеву избирают, и тут же объявляется перемирие.

Шутники такие шутники.

Хотя тех, кому Чайнавуд таки нравится, я могу понять.


Полная противоположность, но тоже при этом жанрового разбора – «Aferim!» (Румыния), черно-белая костюмированная драма о том, как в 1835 году мачо-констебль и его астеничный сын гонятся за крепостным-рома, убежавшим от своего боярина. Здесь та же беда, что и у всех исторических картин – герои служат приложением к антуражу. Фильм мог быть и не черно-белым – это никак ведь не мотивировано и не подкреплено в эстетике, да первая треть позапрошлого века и не соответствует черно-белому воплощению: это время не фотографии, а классической живописи и подробного богатства красок.

Наверно, для румынов там много интересного; но за национальные рамки послание фильма не выходит.
***
Журнал Screen перестали приносить. Потому хит-парад, который там публиковали на последней странице согласно оценкам конклава семи случайных критиков, застыл на таких позициях: первое место – старческая муть «45 лет» - 3,4 балла, второе – чилийская «Перламутровая пуговица» - 3,3 (удивили), а третье с одинаковой оценкой 3,1 делят прекрасное «Такси» Панахи, чудный гватемальский «Вулкан» и беспомощное фуфло «Клуб» про испорченных попов.

Да, не любят старые кинокритики католическую церковь.

Нам бы их проблемы.

Дмитрий Десятерик, «День», Берлин-Киев
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments