Николай Подосокорский (philologist) wrote in drugoe_kino,
Николай Подосокорский
philologist
drugoe_kino

Categories:

"Левиафан" Звягинцева - фильм о "потерянном" Боге

Кино во многом уникально тем, что каждый новый фильм нельзя рассматривать изолированно и автономно. Причем я имею в виду не только и не столько остальные фильмы того же самого режиссера, которые, несомненно, проясняют замысел отдельной картины и раскрывают нам мировоззрение их создателя. Последнее как раз является универсальным принципом изучения любого текста, что очень хорошо заметно по той же филологии (так, к примеру, ранние вещи Достоевского крайне сложно адекватно интерпретировать без обращения к его великим романам, равно как и наоборот). В данном случае речь о другом. Зритель почти всегда видит в актерах фильма больше, чем они играют здесь и сейчас, потому что сознание неспособно отделить их прежние роли от нынешней (этим кино отличается от литературы). Более того, большинство актеров имеют свое сложившееся амплуа, за которое их и ценят режиссеры. Так, мастер ужаса сэр Кристофер Ли уже более 60 лет играет всевозможных кинозлодеев, Аль Пачино не отделим от роли гангстера, а Мэрилин Монро - от образа роковой красавицы. Вот и актер Роман Мадянов, сыгравший мэра-злодея у Звягинцева (и это была, на мой взгляд, лучшая актерская работа в этом фильме), прежде был знаком зрителю по ряду схожих ролей, которые делают его поведение более чем убедительным. В этом смысле меня позабавил комментарий одного из читателей моего блога к посту с моим отзывом на "Левиафан": "Евгения Лядова как всегда на высоте впрочем как и мой любимый актер мерзких ролей Роман Мадянов - желание встретить где-нибудь на улице и спросить в жизни он такой же гнида как на сцене хотя этот опрос не к нему а к его близким" :)



Из прежних "мерзких ролей" в исполнении талантливого Романа Мадянова (не думаю, что он прочитает этот мой текст, но если такое случится, то пусть знает, что я очень высоко ценю его актерскую игру и конечно не солидаризируюсь с процитированным комментатором) одной из наиболее ярких была роль главы МГБ генерала Абакумова в сериале Глеба Панфилова по роману Солженицына "В круге первом". В этом-то фильме, как мне кажется, и содержится один из возможных ключей к "Левиафану". Так, во второй серии есть сцена, в которой генерал Абакумов (Роман Мадянов) вызывает к себе заключенного Бобынина (его играет Андрей Смирнов) - в романе Солженицына он аттестован как "мрачный арестант и гениальный инженер". Это как бы всё тот же левиафан, но уже в другой исторической обстановке, по-прежнему пытается припугнуть героя-"золотые руки", уже находящегося в заключении. И очень интересный между ними происходит диалог.



Абакумов: Так что же, вы не видите между нами разницы?
Бобынин: Между вами? или между нами? Между нами вижу отлично - я вам нужен, а вы мне нет.
Абакумов: Слушайте, заключенный... Если я с вами мягко, так вы не забывайтесь...
Бобынин: А если б вы со мной грубо, я бы вообще не стал с вами разговаривать, гражданин министр. Это вы на своих холуев кричите, на генералов и полковников - у них много чего есть в этой жизни, им есть чего терять.
Абакумов: Сколько надо - и вас заставим!
Бобынин: Ошибаетесь, гражданин министр... У меня ничего нет... Ничего! - вам этого не понять... Жену и ребенка моих вы не достанете - их бомба взяла. Родители мои давно умерли. Имущества всего у меня на этой земле вот этот платок, а комбинезон и белье под ним уже казенное. Свободы меня лишили давно, и не в ваших силах ее вернуть, потому что у вас ее нет у самих. Лет мне много, а сроку отсыпали двадцать пять... И на каторге я уже был, и в номерах ходил, и собаками..., и в бригаде усиленного режима... Чем еще вы мне можете угрозить? чего лишить? инженерной работы?! Так вы от этого потеряете больше... Вообще постарайтесь понять и объяснить кому надо на верху: вы сильны лишь постольку, поскольку отбираете у человека не всё. А тот, у которого вы всё забрали, он уже вам не подвластен - он опять свободен!

В "Левиафане" у главного героя Николая Сергеева также отбирают всё, причем символизм имени тут налицо - лишают всего человека, названного именем святого, который как раз является самым любимым в русском народе раздатчиком всевозможных жизненных благ. Левиафан - это не просто аллегория государства, но это реальный великодержавный демон, подобный тому, о котором писал Даниил Андреев в "Розе мира". Левиафан - это князь мира сего, который подобно ветхозаветному сатане может по Божьему попустительству отнять у человека всё, кроме его внутренней свободы. И мы видим в начале фильма, что герой, которого играет Алексей Серебряков,  отнюдь не свободен от своих привязанностей - он прочно привязан к этому месту, к родному дому, к своим родным, причем привязан болезненно, до умопомрачения, до желания контролировать любую мелочь. От всего этого его освобождает демон государственности Левиафан. Мы не знаем, что будет с героем Звягинцева в тюрьме, но из другого фильма с участием того же выразителя левиафановой воли (не так важно какую маску он носит в каждый конкретный момент - мэра, чекиста или священника РПЦ) мы знаем, КАК может вести себя даже в тюрьме тот, которого, казалось бы, лишили всего...

Вопрос, который Абакумов задает Бобынину - "Так что же, вы не видите между нами разницы?" - он постоянно маячит и в "Левиафане". Причем даже когда пьяный в стельку мэр подъезжает к дому Николая, чтобы "поговорить", - он все время обращается к нему, как к части Левиафана: "Власть, Коля, надо знать в лицо!" Собственно человек и находится во власти этой тупой и беспощадной силы ровно до тех пор, пока сам соглашается быть ее частью, пока осознает себя ее неотъемлемым членом - и неважно какое место он при этом в ней занимает (наверху или внизу) - главное, чтобы он был полностью зависим и несвободен от государства, которое диктует ему как думать и как жить.

Абсолютно права Лида Мониава, которая написала месяц назад: "Сейчас все чаще, если хочешь делать свое дело, тебя обязательно возьмет за шею какой-нибудь местный князь. Возьми телефон и скажи, что не сможешь пустить Открытую лекцию. Пойди в телевизор и скажи, что голосуешь за Путина. Или тебе не дорого твое дело? Возьми микрофон и скажи Крым наш, или ты хочешь все потерять? Возьми айпад и напиши, что поддерживаешь реформу здравоохранения. Выйди на амвон и призывай судить, наказывать и митинговать. Или тебе не дорог твой приход? "И его так просто взять голыми руками, скоро их повыловят, всех до одного". Черное называют белым, а мы слушаем и боимся потерять маленький кусочек своего, потому что ведь дело важнее политики. Вся эта гадость не в телевизоре, а посреди нас. Я все думаю, как с этим быть. Кажется, быть можно только если твердо знаешь, что ничего твоего у тебя нет, совсем ничего. Никакое дело не твое, ты лично сам ничего не можешь, ни выиграть, ни проиграть, ни сохранить, все что есть - подарок ни за что ни про что. А значит и потерять страшно только одно - Бога".

"Левиафан" - это фильм о потерянном Боге и о том, что происходит с теми, кто его потерял.
Tags: 2014, Звягинцев
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments