"Дурак"
"Солнечный удар"
"Левиафан"
"Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына"
*"Долгая счастливая жизнь" (2012)
Извините, но опять за упокой.
Оскара в этом году больше всего заслуживает мёртвый Балабанов, который, кажется, уже снял всё загодя, а нынешние режи вышли из его школы. Или первому ученику Хлебникову можно дать Оскар, кот. снял свой актуальный фильм в 2012. Благо, как и Балабанов поклонник «ГрОб»а. Получился один мета-фильм про смерть человека на гражданской войне против самого себя. Про самоубийство, короче. Общности в картинах:
1. «Я узнал, что у меня есть огромная семья» (человек vs масса)
Герой-человек подставляется ради людей, которые ему вдруг становятся ценны. Люди же распинают героя за такое поведение. Герой доходит до самопожертвования.
Это явно проговорено в Дурак, ДСЖ.
В БНПАТ человека обкрадывает, пропивает и избивает родная община, он эмигрирует из своего мёртвого посёлка, но возвращается умирать вместе с плевавшими на него людьми.
В 2-х фильмах нет самопожертвования. В Левиафане человека психологически убивает его натуральная семья - родная жена. Мерзкая анемичная триеровская самка-тварь. В СУ человека убивает его страна и даже священник.
2. Человек vs власть
Ну, там это везде на уровне сюжета. Первый план. Понятно, что режим прогнил и нуждается в свержении.
3. Человек vs время
В одних фильмах заострено противостояние с коррумпированной властью, в других это не так явно и там пенсионерский герой противостоит коррупции времени. Время пожирает сословия и поселения. Коррупция времени – это проигрывание Западу, который другое лицо врага. Молодых разлагает власть. Старых косит Запад, эконом. нерентабельность и нецелесообразность, теория эволюции. «Обезьяна и эволюция» поминаются в Левиафане и в СУ.
4. Человек vs человек
Но одному с собой человеку тоже не хорошо. Он обострённо чувствует себя социальным животным. При том он людям нахрен не сдался. Следовательно, нужно как-то глушить свою депрессивную психику. Набор, предоставленный в картинах: водка, телевизор, православие, шансон в авто. Хит «О боже, какой мужчина» звучит и в Левиафане и в БНПАТ.
5. Бунт достоинства
В общем, всё это является бунтом достоинства. И неразрешимая проблема в том, что вокруг бунта достоинства невозможно сплотиться, это бунт индивидуума, который будет подавлен самими людьми.
6. Мораль
В общем, во всех фильмах всё сводится к одному:
Как скрасить недостойную, несправедливую смерть?
Ответы в конце такие:
Дурак – самопожертвование ради людей, своих убийц
Солнечный удар – уйти в воспоминания и несознанку
Левиафан – никак, ты насекомое
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына – умирать вместе с людьми, хоть ты им и чужой
Долгая счастливая жизнь – поступок-преступление, замыкание в воспоминаниях хотя бы об одном тихом, мирном моменте любви
Ну, т.е. в итоге, по сути, в общем, никак. Если смотрели Балабанова, то там это было предельно сказано. А эти ученики ещё топчутся вокруг порога, который переступил Балабанов.
Это фильмы про жизнь, из которой ушёл Тарковский, ушёл Летов, ушёл Балабанов, ушла музыка, любовь и поэзия. Мертва любая рифма.
7. Символ дома.
Дурак, Левиафан – дом там прям один из центральных персонажей. И дом там убивают.
В «Один день», тьфу, в БНПАТ дом умрёт за титрами.
В СУ, ДСЖ дома нет – там странствующий офицер, там странствующий бизнесмен. Своего дома не нажили.
8. Место действия.
СУ – фактически нигде.
ДСЖ, БНПАТ – исключительно мёртвые деревни русского севера.
Левиафан - мёртвый моногородок того же русского севера. По уровню инфраструктуры, культуры та же деревня, только вокруг старой туши советского комбината.
Дурак – кажись, город 100-тысячник. Режиссёры грешат чувством русской интеллигенции 19 века – сочувствие умирающей деревне. Режы-деревенщики. Это тоже надо, но всё-же есть ещё городская культура и городское население России и его беды, психику и судьбу худо-бедно тоже надо бы осмысливать. А вот этого нет. Ну, плохо соотношу я себя – пермяка – с деревенским почтальоном пенсионером-бюджетником. Это реально большая проблема киномысли. Потому «Дурак» Быкова и занял 1-е место по скачиванию на рутрекере – потому что там город показан. Понятно уже 100 раз, что русская деревня умерла. По всему спектру. И любой фильм про деревню – это фильм про самоубийство. Это тоже надо снимать. Но! Из кино про город может получится фильм про жизнь, про творчество. Вот реальный вызов режам. Сделать русский фильм, после которого хочется творить.
Такие, кстати, есть. «Зимний путь» Тарамаева – вот, что бы я послал на Оскар! Живой, яркий, свежий фильм, сильнее всех здесь перечисленных.
9. Вода. В 4 из 5 фильмах зачатую показывается текучая вода. Может быть, символ времени. В СУ, например, весь прежний русский мир хорошо жил на речной воде, но с нахлынувшей морской не справился и она его потопила. Эволюция пожрала своих детей. В Левиафане вода, как суровое божество, царство чудища, зев океана, который всех нас поглотит. В прочих кинах реки по любому красивый задник.
10. Ещё до кучи нашёл фильм «1210» 2012 года. Тоже из этого же ряда - гражданская, самоубийство.
Предлагаю интеллектуальную игру: какие ещё схожести и рифмы, а какие различия и особенности вы найдёте?
Community Info