tashi_dele (tashi_dele) wrote in drugoe_kino,
tashi_dele
tashi_dele
drugoe_kino

Categories:

Левиафан Звягинцева - Счастье моё Лозницы

На мой взгляд, фильм "Левиафан" Звягинцева является развитием темы поднятой Сергеем Лозницей в фильме "Счастье мое". Русский народ - бесмысленный и беспощадный, являющийся таковым в беспросветных общинах провинциальной жизни. Тема эта не нова - все русские классики поднимали ее в той или иной мере, но в этих двух кинофильмах эта тема достигает апофеоза. У Лозницы тема раскрылась максимально четко и выверенно жестоко, но при этом удивительно беспросветно. В "Счастье мое" не показаны причины бесмысленной жестокости и нет выхода: все боровшиеся однозначно и жестоко погибают или навсегда уходят, как главный герой.
У Звягинцева эта тема раскрыта тоньше и по другому. У него образ левиафана - это не государство и не местная власть города, а весь варварский азиатский русский народ, живущий в полном единении со своей властью. Живущий не по законам цивилизованного общества, а по "понятиям" закона. Сам по себе русский человек бывает разный, и, в обычных условиях, сам по себе, он добр и человеколюбив. Но, объединившись и живя по законам общины, и почуствовав угрозу инакомыслия, народ превращается в беспощадного в своей бесмысленной жестокости левиафана пожирающего или изгоняющего всех других, индивидуально мыслящих личностей, не таких как все в общине. Когда мэр города спрашивает адвоката: "Ты веришь в Бога? - Я юрист".
Ведь главного героя (Серебрякова) в первую очередь подавляет и уничтожает не власть города во главе мэра, а самые близкие окружающие люди, которые его бросают и предают. Именно это он "не понимает" на допросе у следователя. И ведь окружающие главного героя и инородного для местной среды адвоката вполне себе нормально существуют с властью, живут по тем же "законам" и серьезных проблем не имеют. А логические нестыковки разработки характеров героев фильма и мотивации их действий не имеют здесь особого значения. Ведь с точки зрения драматургии концепции "левиафана - общества" московский адвокат и ведет себя не как реальный адвокат, иначе он и его подзащитный тоже рано или поздно стали бы (и стали бы наверняка в реальной жизни!) частью системы левиафана, порожденной советской системой.
Интересно, что режиссер намеренно нарушает важный закон драматургии кино: я не хотел сопереживать герою, хотя, вроде бы должен по законам кино как вроде бы правому и обиженному более сильным. Мне кажется, дело в том, Звягинцев максимально садистически заставляет зрителя не сопереживать и отождествлять себя с главным героем, а быть неотъемлемой частью самого чудища - русского левиафана. Чтобы максимально искоренить застарелый русский порок - искать виновного не внутри себя, а вовне. Это не абстрактная чужая власть уничтожает свободно мыслящих людей, а мы сами, наш социум. И именно это раздражает на том или ином уровне подавлящее большинство именно российских зрителей.
Звягинцев сознательно ушел от притчевости истории и сделал именно русский фильм. Ведь основой сюжета фильма является история противостояния американского предпринимателя и местных властей его города. Но там, конец истории был иным: отчаявшийся бизнесмен отомстил своим обидчикам, а сам застрелился. Почти та же история была и в 2009 году в городе Кировске (где проходили съемки фильма) и это тоже неслучайный, видимо, выбор режиссера. Более того, фильм "Счастье мое" тоже заканчивается тем, что морально и физически искалеченный главный герой убивает всех, виновных и как будто невиновных свидетелей происшествия на посту ДПС. Тем самым, Лозница "убивает" своего левиафана - бесмысленно жестокие нравы русской провинции без варианта их исправить.
Звягинцев же делает иначе, тоньше и глубже, чем банальная месть и катарсис. При возникновении конфликта и попытках действовать по букве закона левиафан рождается и неумолимо уничтожает своих врагов (вспомним последний диалог архиепископа с мэром): адвокат бежит обратно в Москву, а автослесаря отправляют надолго в тюрьму. Затем левиафан, сделав свое дело, умирает, и мы видим его огромный склет выброшенный на берег и спокойно бесмысленные лица бездуховных в своей массе прихожан, слушающих проповедь в новом храме, построенном на месте снесенного дома главного еретика местной системы. Народ и власть вновь слились воедино и нет у них отличий и противоречий. Левиафан умер, но он рано или поздно вновь возродится.
Tags: 2014, Андрей Звягинцев, Левиафан, Сергей Лозница, Счастье мое, российское кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments