desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

«Большие глаза» / Big Eyes (Тим Бёртон, США, 2014)

название рецензии: ВЫШЕДШАЯ ИЗ ШКАФА






Среди прочих голливудских режиссеров Тим Бёртон выделяется одаренностью графика и живописца: он, собственно, начинал аниматором на студии Диснея и до сих пор прорисовывает свои фильмы при подготовке к съемкам. Выступал он и как книжный иллюстратор.


Одним словом, удивительно, что он доселе ничего не снимал о художниках. Конечно, герои таких фильмов Бёртона, как «Эдвард – руки-ножницы» или «Чарли и шоколадная фабрика» - безусловно художники своего ремесла (стрижка, производство шоколада). Однако сейчас речь идет о художнике, работающем с красками и холстом. Точнее, о художнице.


Маргарет Кин (1927 г. р., США) получила известность благодаря портретам женщин и детей, отличительной чертой которых являются подчеркнуто большие глаза. В 1960-х годах она продавала работы под именем своего мужа Уолтера Кина; в 1970 официально заявила о подлинном авторстве и выиграла судебный процесс против Уолтера. Суд признал авторство Маргарет, после чего она получила 4 миллиона долларов компенсации. Бёртон, кстати, собрал коллекцию холстов Кин; ее биографию он и использовал как основу для сценария «Больших глаз».

Фильм держится на двух мотивах: манипуляция как особый, весьма своеобразный вид искусства, и патриархальная тирания, превращенная в бизнес. Деньги и искусство нередко вступают в союз, и подобные соединения почти никогда не заканчиваются добром; а здесь ситуация отягощена мизогинией (женоненавистничеством) как общим контекстом. Один из главных аргументов Уолтера, которые он применяет, чтобы удержать Маргарет в повиновении - никто не будет покупать женскую живопись. Он недалек от истины: Америка конца 1950-х-начала 1960-х годов была действительно местом не очень дружелюбным для женщин, стремившихся к большей самостоятельности. Тогдашнее общество переполняли патриархальность и предрассудки самого разного рода; справедливости ради следует заметить, что в остальном мире дела обстояли не лучше. Одинокая разведенная женщина с ребенком имела практически нулевые шансы на устройство карьеры; Маргарет в фильме просто вынуждена выйти замуж во второй раз, иначе ребенка у нее с большой вероятностью могли забрать по требованию первого мужа.

Всем этим Уолтер пользуется сполна. Поскольку Маргарет подписывает полотна общей фамилией «Кин», он выдает их за свои и удачно продает: сначала посетителям модного ресторана, потом – звездам и знаменитостям, потом в собственной галерее, наконец, доходит до массового производства репродукций на плакатах и открытках. Маргарет превращена им, по сути, в рабыню, которая сидит дома, и, прячась от собственной дочери, гонит продукцию почти как на конвейере. А на выставках работа жены – разносить коктейли да составлять выгодный фон «автору».


Маргарет играет Эми Адамс (заслуженный «Золотой глобус») во всем богатстве оттенков – от растерянности и страха затурканной домохозяйки до триумфа победительницы, от уязвимости жертвы до твердости человека, уверенного в своей правоте. Второстепенные роли тоже хороши (отдельно запоминается Теренс Стэмп в роли невозмутимого и желчного арт-критика), но, конечно, самая большая актерская удача – Кристоф Вальц в роли Уолтера. Такого роскошного, обаятельного и виртуозного лжеца Бёртон на экран еще не выводил. Уолтер-Вальц – гений манипуляции; он, в некотором смысле, не меньший художник, чем Маргарет (или вышеупомянутые Эдвард и Чарли). Почти любое появление Уолтера на экране – это фильм в фильме, спектакль в спектакле; тем уничижительнее его провал. Безусловно, Вальц и Адамс составляют блестящую исполнительскую пару.

Бёртон, с его любовью к насыщению кадра яркими локальными цветами, дает всей истории подобающее визуальное воплощение. Ведь 1960-е – эпоха поп-арта - стиля, неотделимого от плакатной цветастости, массового тиражирования и быстрой славы. Весь колористический ряд «Больших глаз» и представляется одной большой поп-арт-композицией. При иных актерах, в иных драматургических обстоятельствах фильм свалился бы в гламурную мелодраму; тем не менее, кричащие краски «Больших глаз» скрывают невидимые миру слезы. Принуждаемая мужем, Маргарет превращается в штамповщицу глазастых малышей и начинает разрушаться как художница. Неизвестно, задумывалось это или нет, но создатели фильма сумел опосредованно коснуться неочевидного критического потенциала стилистики поп-арта, в лучших образцах которой за внешней китчевостью проступают вещи действительно серьезные.


«Большие глаза» – не из вершинных достижений Бёртона, впрочем, главное ему удалось: высказаться, пусть и в несколько легкомысленной форме, на столь вечную тему, как человеческое достоинство. Напомнить о том, как важно в конце концов выйти из шкафа несвободы, куда тебя может загнать даже самый близкий тебе человек.

Дмитрий Десятерик
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments