desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

«Левиафан» (Андрей Звягинцев, Россия, 2014)

ДОЛГАЯ ЗЛОСЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ



Драма Андрея Звягинцева «Левиафан» (Россия) получила вторую по значимости после «Оскара» кинопремию «Золотой глобус» в категории «лучший фильм на иностранном языке». Ранее, в мае, был не менее весомый приз Каннского фестиваля за лучший сценарий Андрею Звягинцеву и Олегу Негину. В стане российской кинематографии ликование; даже официальные чины Министерства культуры, фильм явно невзлюбившие (хоть и выделившие на него деньги), расщедрились на поздравления сквозь зубы; а вот на центральных телеканалах новость о победе прошла третьим планом.

Причина нелюбви официоза понятна: история в «Левиафане» - о государстве, предсказуемо и беспрепятственно раздавившем маленького человека.

Главный герой – автослесарь Николай в исполнении чудесного Алексея Серебрякова – пытается защитить свой дом, находящий на берегу моря, от посягательств мэра города Вадима Шелевята (Роман Мадянов) —– сущего бандита и рейдера. Суды Николай, конечно, проигрывает, и даже друг-адвокат из Москвы (Владимир Вдовиченков) не в состоянии помочь. В конце концов, его жизнь рушится полностью.

Звягинцев предлагает свою версию ветхозаветной книги Иова – один из персонажей, священник-нестяжатель, напрямую цитирует фрагмент оттуда. Это составляет сверхзадачу истории – и одновременно проблему.

В фильме – по крайней мере, чувствуется, что так задумано - двусоставная правда: социальная и экзистенциальная. Правда ситуации и сущностная правда героя.

С ситуацией все в порядке. Мы наблюдаем, как государство-Левиафан, воплощаемое алчным правителем, продажными прокурорами, судьями и ментами, при соучастии лицемерных церковников, перетирает человека в пыль лишь по той причине, что он осмелился бороться за свои права. Это все показано очень точно как сюжетно, так и характерологически.

Что же касается более глубоких мотивов поражения героя, то здесь сложнее.

Иов, как известно, был праведником, чья жизнь стала предметом спора между Небом и дьяволом. Бог позволил свершиться с Иовом страшным бедам, но после испытания все вернул сторицей (вообще это одна из самых жутких, бесчеловечных книг Библии, но сейчас речь о другом). В фильме Звягинцева отсылок к православию, к христианству более чем достаточно. Иконы, церкви, проповеди, упоминания о Боге в той или иной форме, священнослужители. Но это не о конфликте веры народа и веры власти, это об Иове, веры не имеющем.

Режиссура Звягинцева, вне сомнений, относится к той традиции неторопливого, полумедитативного по форме и дидактического по содержанию кино, гением которой был Тарковский. Сдержанный по ритму и живописный в прямом смысле – с отсылками к живописи и с роскошными пленэрными съемками – визуальный ряд плюс поиски ответов на проклятые вопросы – такое сочетание при надлежащем таланте автора приносит фестивальный успех почти гарантировано.

Звягинцев усилил социальный аспект, но настойчивый этический посыл остается в основе. Точкой невозвращения становится предательство жены Николая, Лилии (Елена Лядова). Лядова – прекрасная актриса, но ее героиня с первого и до последнего кадра несет на лице неизменно горестное выражение, которое не подкрепляется внятной мотивацией, как и все связанное с Лилией. С чего вдруг измена, да еще с другом семьи? А потом – секс с ним же во время пикника чуть ли не на глазах у всех? И почему, позднее, самоубийство – после примирения с мужем? Только из-за неладов с пасынком? Кстати, а он-то почему настолько яро ненавидит мачеху? Мать он помнить не может – был слишком мал, когда та умерла, а Лилия с ним крайне предупредительна. Нигде, ни в каком кадре, не сказано (визуально, сюжетно или через диалоги) о неладах в отношениях Лилии с Николаем или о сколь-нибудь серьезном психическом надломе в ней самой. Драматургических погрешностей много и в других сценах, из-за чего рассыпается обоснование происходящего, а выбор (безверия?), который сделал Николай и который привел его к поражению, теряет трагизм. Его фраза: «Я ничего не понимаю» - лишь одна из многих, а не момент истины. Правда социума и правда сути вступают в конфликт, и последняя проигрывает. Перед нами не универсальная история и не притча, а еще одна безысходная социальная драма.

Да, новый Иов не удался. Вероятно, и не мог удаться – просто потому, что старые нравственные рецепты (Достоевский, Толстой) в сегодняшней России не действуют.

Интересно, однако, что в российском кино уже есть фильм с похожим сюжетом: «Долгая счастливая жизнь» (режиссёр - Борис Хлебников), вышедшая в позапрошлом году. Там тоже - коррумпированная власть, позарившаяся на чужое, герой-одиночка, преданный друзьями, дом на берегу моря и так же в финальных кадрах – планы природы, которая переживет жестокую суету людей. Только Хлебников все-таки оставлял протагонисту возможность и решительность отомстить.

Звягинцев отнимает у Николая и такую малость. И это даже лучше.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 99 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Community