karber861 (karber861) wrote in drugoe_kino,
karber861
karber861
drugoe_kino

Category:

Живее всех живых. Мануэл ди Оливейра

Как-то мимо всех прошел тот факт, что 11 декабря 2014 года в очередной уже раз обновился один кинематографический рекорд.Дело в том, что именно в этот день свой уже 106-й по счету день рождения отпраздновал знаменитый португальский режиссер Мануэл ди Оливейра. Да-да, он все еще жив.



Не составит большого труда посчитать, что родился ди Оливейра в очень и очень далеком 1908 году. В юности он занимался легкой атлетикой, выступал в цирке, участвовал в автогонках, пробовал себя в качестве винодела. Кинематографом увлекся в 30-х годах, но до поры до времени серьезного значения этому не придавал, отделываясь лишь короткометражными фильмами. Забавный факт - за первые шестьдесят лет своей карьеры (примерно до конца 80-х) он снял всего лишь 9 полнометражных картин. А вот дальше, находясь уже в почтенном возрасте, в котором многие кинодеятели уже уходят на пенсию, его, что называется, прорвало. Да прорвало так, что новые фильмы начали выходить практически каждый год.

Свое перерождение в качестве режиссера ди Оливейра начал в 85-м году, когда с издевкой обрушил на головы зрителей семичасовую ленту "Атласный башмачок", являющейся, по сути, записью театральной постановки одноименной пьесы Поля Клоделя. Еще через год он снова обращается к театру в четырехчастной картине "Мой случай", в которой методично, в четыре приема уничтожает этот самый театр внутри кино, раз за разом прогоняя одну и ту же репетицию и превращая ее в конечном итоге в пародию на библейскую историю, заканчивающуюся вполне ожидаемым появлением всевышнего. 88-й год, и ди Оливейра представляет свою следующую работу "Каннибалы" - деконструкции на этот раз подвергается опера, выглядящая настолько нереалистично и фальшиво, что дерзкая дадаистская концовка, как раз и включающая в себя сцену поедания человеческой плоти, кажется наиболее логичным завершением всего действа.



В сущности, именно эти три фильма и прославили ди Оливейру, определив заодно и его специфическую манеру. Статичная камера, чрезмерно длинные планы, огромное количество диалогов в ущерб действию, нарочито невыразительная актерская игра, оригинальное, если не сказать странное чувство юмора. И самое главное - разноплановость, многослойность и тотальное несоответствие между этими слоями. Удивительное дело, но идя по анти-брессоновскому пути, то есть "снимая театр на пленку", ди Оливейра тем самым наглядно подтверждает все тезисы прославленного француза. А именно, демонстрирует беспомощную искусственность театральности в кино, сталкивая две этих стихии всевозможными способами.

Последний фильм Мануэла ди Оливейры "Жебо и тень" увидел свет в 2012 году. На данный момент 106-летний режиссер занят очередными съемками, и мне почему-то кажется, что порадует он нас еще не единожды. В 1982 году ди Оливейра снял картину Visita ou Memórias e Confissões, которую завещал выпустить в прокат только после его смерти. Сдается мне, что старикан просто не хочет, чтобы кто-либо когда-либо ее увидел.
Tags: Мануэл ди Оливейра
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments