Лариса Лисюткина (shaherezada) wrote in drugoe_kino,
Лариса Лисюткина
shaherezada
drugoe_kino

Categories:

Ж.Л.Годар. "На последнем дыхании"(1959). До сих пор смотрится на одном дыхании!

Культовый фильм Ж.Л.Годара "На последнем дыхании"(1959), с молодым, сексапильным и безмерно талантливым Бельмондо я недавно посмотрела второй раз. Как всегда, оказалось, что многое забыла, а кое-что просто не заметила при первом просмотре. Фильм плотно насыщен диалогами, и приходилось раздваивать внимание между английскими субтитрами и визуальным рядом.

Всё, что происходит сюжетно, можно объяснить характерами персонажей, но важно учитывать и дух времени - конец 50-х гг., когда военная разруха уже вытеснялась нормальностью и буржуазным благополучием, но "разруха в головах" на этом фоне только усиливалась. Героям фильма 25-28 лет, это потерянное поколение. У них за плечами опыт войны, а перед глазами - воры-нувориши, коммерциализация приватной жизни и авторитарная власть. Проезд полицейских патрулей на мотоциклах - самостоятельный клип, врезка в повествовательный поток. Цель эпизода - показать присутствие этой надзирающей и карающей инстанции в обществе, в котором Мишель и Патриция пытаются имитировать "невыносимую лёгкость бытия".

В 50-х гг. Франция и США ведут локальные колониальные войны в Африке и в Северной Корее, дух времени формируется неомарксизмом, экзистенциализмом и философией абсурда, с добавлениями антиколониального дискурса и феминизма. Карикатурного писателя Парвулеско я на первый взгляд посчитала намёком на Эжена Ионеско. В комментах мне объяснили, что это не так. На самом деле прообразом Парвулеско был Владимир Набоков, по карйней мере так его сыграл актёр Жан-Пьер Мельвиль. Он пишет об этом в своих мемуарах: "Я согласился "сыграть" Парвулеску, чтобы сделать приятное Годару. Он написал мне письмо с просьбой сыграть эту роль: "Попробуй говорить с женщинами так, как ты обычно говоришь со мной". Так я и сделал. За образец я взял Набокова, которого видел в одном телеинтервью, и попытался быть таким же утонченным, претенциозным, упивающимся собой, немного циничным, наивным и т.д." (Рюи Ногейра "Разговоры с Мельвилем", "Роузбад Интерэктив", 2014. С. 106-107 - спасибо за справку юзеру alex_kin).

За 10 лет до фильма Годара, в 1949 году, вышла книга Симоны де Бовуар "Второй пол", ставшая началом второй волны феминизма. Патрисия говорит цитатами из этой книги. Она и Мишель - два разных жизненных проекта. Патрисия живёт по учебнику феминизма: едет в Европу (поближе к Симоне де Бовуар?), учится в университете, активно подрабатывает, не чураясь продавать на улицах газеты. Она активно готовится к журналистской карьере: заводит полезные связи, подрабатывает в газете, в редакции её даже рекомендуют как "звезду репортажа". Для Мишеля всё это абсолютно непонятно. Он расспрашивает Патрицию, что значит для неё "учиться в колледже"? Зачем это нужно? Он сам с бесконечным обаянием воплощает роль повзрослевшего "парижского мальчишки" Гавроша - немножко революционного, немножко вороватого. Его жизненная стратегия - смесь игры и риска, вызов буржуазному истеблишменту и инфантильное удовольствие от присвоения его престижных символов: воруя машину, он берёт только роскошные марки, хотя они бросаются в глаза и создают риск быть пойманным. Мишель явно использует при решении своих финансовых проблем те ноу хау, которые он приобрёл в антинацистском подполье. Об этом он вскользь упоминает, когда уводит Патрицию от полиции проходными дворами, известными ему со времён Resistance. Оттуда же тянутся и его связи с надёжными друзьями: загадочные Толмачёв, Антонио и их круг - это осколки военного поколения, их юность прошла в подполье. Они тоже не могут вписаться в послевоенный буржуазный порядок. Мишелю не в тягость менять паспорта, идентичности, выдумывать истории о себе, которые он сам уже не отличает от реальности. И убить полицейского для него тоже пустяк дело. На войне было отменено табу на убийство врага. После войны он переносит образ врага с оккупантов на соотечественников. Полицейские, состоятельные буржуа, нелюбимые подружки - все эти категории людей выведены для бывшего подростка-герильеро за скобки нравственных императивов. Его главный символический капитал - обаяние и увёртливый, но неглубокий ум. Он не тот типаж, который в 70-х годах создаёт террористическое подполье и держит в трепете мировые правящие элиты. Мишель - безыдейный художник. После разоблачений сталинизма в 1956 году неомарксизм сосуществует с постмарксизмом. Высоколобые интеллектуалы - Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Андре Глюксман и другие французские властители дум (Master Thinkers) продолжают изобретать идеологии спасения. Парижский Гаврош в это же время живёт в режиме бесконечного абсурдистского перформанса с открытым выходом в смерть.
Tags: 1959, Бельмондо, Жан-Люк Годар, французское кино
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments