?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Прощай, речь 3D / Adieu au langage (2014) Жан-Люк Годар
iowrus wrote in drugoe_kino
Ознакомившись с последним экспериментальным home video культового французского режиссёра, хотелось бы перефразировать классика: «Сегодня фильмы Годара не все могут смотреть. Вернее смотреть могут не только лишь все. Мало кто может это делать». Так что же это было: прощание с языком или со здравым смыслом?

                         
«Adieu au langage» - это что-то среднее между футболом, сионизмом и хлебной выпечкой. Иными словами, штука – совершенно лишённая даже намёка на смысл. Попытка вынести в синопсис какую-то сюжетную линию – беспомощная спекуляция, как, пожалуй, и сам прожект съехавшего с катушек стареющего гуру. Ещё до того, как первые кадры обрушатся на сознание несчастного зрителя, прокатчик предупреждает посетителей кинотеатра: «Курение вредит вашему здоровью». Позвольте, господа, но ведь натурпродуктом автор всяко не ограничился! Картина неупорядоченного кислотного трипа с первой же минуты этого затянутого авангардного клипа крошит в пыль робкую надежду на вменяемость Годара. Люди в кинотеатре переглядываются, беззвучно спрашивая других подопытных бесчеловечного эксперимента француза: «Фильм уже начался? Что-то не так с плёнкой? Или это какой-то глупый розыгрыш?» Как бы не так! Соберитесь с духом, ценители прекрасного, ведь путешествие длиною в 70 минут по закоулкам самого вычурного авангарда наших дней только начинается!



Техническая особенность фильма - съёмка любительской камерой с ядерным количеством брака. При этом картинку периодически пропускают через цветовые фильтры, чтобы придать ей максимально нелепый вид. Для ракурсов выбирают странные точки, они не случайны, так как должны продемонстрировать «уход от штампов»: снимаем одного человека, переводим камеру на другого, но теперь пусть всё будет вверх ногами. Ах, какая находка! Невозможно обойти вниманием и оригинальные интертитры: непонятный текст на экране разными шрифтами разного цвета, фразы налезают одна на другую. Закадровый голос вещает какую-то чепуху про Гитлера, а нам показывают нарезку из чёрно-белых художественных фильмов. Во всей этой кутерьме всплывают несколько персонажей, из которых, пожалуй, основными героями являются двое. «Мужчина и женщина». Сразу должен предупредить, что участники годаровского трэш-шапито разговаривают цитатами. Отдельные фразы кажутся иногда достаточно внятными, но между ними нет никакой связи. Иногда, впрочем, текст расщепляется до уровня словосочетаний и даже отдельных слов: «Можно ли создать концепцию Африки?» Отношения в этой паре следует назвать, в лучшем случае, специфичными. Без вмешательства семейного психолога здесь никак не обойтись. Как вам такая картина? Напыщенный бородач, восседая на белом фарфоровом коне в ванной комнате, хлюпает периодически фекалиями, рассказывая то ли о Мао, то ли о каких-то вечных философских проблемах стоящей рядом голой бабе. Абсурд происходящего подчёркивает и другой герой фильма, чьё место в «Adieu au langage» слишком туманно, чтобы об этом долго рассуждать: он просто размахивает пистолетом и несёт какую-то околесицу. Будь я православным, легко мог бы поверить в то, что последовательность некоторых кадров годаровского «шедевра» способна материализовать демонов из преисподней. Или, на худой конец, горстку модных художников-содомитов. Весомую долю экранного времени занимает собака, в которой сумасшедшие критики видят целый набор символов, забывая о том, что символизм языка кино совершенно не требует приношения в жертву эстетического начала классического искусства.



Режиссёр страшно тужится в попытке произвести впечатление. Ему это очень важно, так как свой запас энергии на нормальный контакт со зрителем он уже исчерпал, но чувство собственной значимости не позволяет Годару снимать обычные драмы или комедии. Показателен в этом отношении пример Леоса Каракса, которому хватает самоиронии, чтобы бомбардировать киноманов в «Holy Motors» диким авангардом, но при этом удерживать зрительский интерес, не впадая в унылый пафос, не концентрируясь на особенностях своей выдающейся личности.
               
Стоит ли оно того, чтобы тратить своё время и деньги? Понимаете, многое зависит от того, насколько позднее творчество знаменитого мизантропа важно для вас. Одну женщину, решившую приобщиться к экспериментальному кинематографу, на протяжении всего сеанса рвало. На беспокойство заложников «Дома кино» она реагировала заученной фразой: «Ничего, подождёт…это всё-таки Годар!» Очевидно, что эта неустойчивая умозрительная конструкция может обрести статус культового кино в очень узком кругу специалистов. Если провести аналогию с миром художественной литературы, то «Прощай, речь» - это даже не новаторский «Улисс», а китчевые «Поминки по Финнегану». Эдакий эксперимент ради эксперимента, попытка определить, как далеко автор может зайти в поисках новых способов самовыражения. Конечно, режиссёру не хватает изобретательности, чтобы создать нечто по-настоящему интересное. Как можно было на этапе монтажа не понимать того, что из годаровского творческого лона не выйдет ничего, кроме маленького трупика? Десятки критиков, в трепете перед авторитетом, пытаются нарумянить младенцу щёчки, но это не оживит фильм. Лучше его было бы забросить, не доводя до проката. Как завещал Людвиг Витгенштейн: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать».



В конце моего «Прощания с Годаром» я хотел бы процитировать Альбана Берга, автора моей любимой музыкальной драмы «Воццек». Выдающийся композитор-новатор, знаменитый своими экспериментами над формой, писал: «Я считаю своей удачей следующее. Ни один из слушателей, как бы хорошо он не был осведомлен о музыкальной форме этой оперы, о точности и логичности ее построения, ни один с момента поднятия занавеса и до окончательного его закрытия не обращает никакого внимания на различные фуги, инвенции, сюиты, сонатные формы, вариации и пассакальи, о которых так много написано. Никто не замечает ничего, кроме большого социального значения оперы, далеко превосходящего личную судьбу Воццека. Это, я считаю, и есть мое достижение».



promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Чё, реально весь сеанс рвало бабу? Может, это как раз тот эффект, которого и хотел достичь режиссёр? Ну, раз она не уходила из зала )))

Оказывается это был перформанс арт-группы "Голубой Патриарх", посвящённый празднованию 135-летия со дня рождения Льва Давидовича Троцкого.

Перфоманс - вот это: "Одну женщину, решившую приобщиться к экспериментальному кинематографу, на протяжении всего сеанса рвало. На беспокойство заложников «Дома кино» она реагировала заученной фразой: «Ничего, подождёт…это всё-таки Годар!»" - ?

Отличный! И Вы, как его свидетель, рассказывающий об этом - находитесь в его рамках, как и я, задающий вопрос... Роскошно! )))))))))))

как можно блевать по заказу?

Честно? Я б лучше блевал по заказу, чем прибивать яйца к брусчатке, например. Нашел бы способ - как.

Ну, я Петра Павленского имел в виду.

Что касается абсурда в кино - ну кто-то же должен был это сделать, довести его до максимума. Пусть будет Годар.
Или фильм можно будет смотреть как покадровку, все-таки у Годара есть характерная гамма цветовая или еще что-нибудь, что найдут критики.

Да, это будет фильм для узкого круга людей, скорее, для кинематографистов в основном, но он не пропадет, ибо классик все-таки снимал, диагноз тут роли не играет, ибо это УЖЕ история мирового авангардного кино.

Фильм вряд ли буду смотреть, но хотелось бы почитать интервью Годара по поводу выхода этого шедевра и вполне закономерной реакции на него).

По-моему, расщеплением киноязыка занимались ещё авангардисты начала прошлого века. Да и в 60-х немало экспериментировали с попытками всё вывернуть наизнанку, достаточно упомянуть того же Стэна Брэкиджа. Снял бы эту чепуху не Годар, а какой-нибудь молодой режиссёр, то на крупные фестивали подобное "Прощание с языком" никто бы не взял.

Да, черные квадраты тоже наверное многие рисовали, но в учебник попал один. Должен быть какой-то концептуальный образец. Надо все-таки глянуть фильм, кадры вполне пристойные в посте, может, помимо доведения сюжета до полного абсурда и эпатажа, там еще что-нибудь есть, может, фильм будет интересен, если смотреть его как покадровку.

Думаю, все, кто более-менее плотно интересуется современным кино, Годара посмотрит. "Прощая, речь!" присутствует во всех списках лучших фильмов года. Чуть ниже об этом писал и дал ссылки на списки. А вот разбирать его утомительно. Тем более на него много есть обзоров, которые делали люди, серьёзно интересующиеся творчеством француза.

Во, это хорошо! А то всё гравицапы да Михалков. Вернём в сообщество сублимацию извращённых перверзий!

Однажды, году в 90-м, выхожу из большой аудитории МГУ с фильма "Казанова", сильно подавленный высоким искусством. Навстречу идёт Настя a_k_zelen смотреть следующий сеанс, весёлая такая. Я ей говорю "Ты ещё не знаешь, что тебя ждёт!" И потом она говорит: я вышла наружу в расстроенных чувствах, темно, грязно (октябрь был) и тут снег пошёл. Вот тут-то с Настей и сделался катарсис.

Даже и не знаю, при чём тут Годар, но как-то вспомнилось.

С Годаром бы такое не прошло. Тут нужны какие-то более существенные природные доводы. Ну, хотя бы удар молнией.

Этот фильм я пока не смотрел. И не могу исключить, что он - какой-то особенно плохой.

Но замечу, что у Годара, в общем-то, доступных для широкой аудитории фильмов сравнительно немного. Понятие "малодоступности", конечно, меняется вместе с временем на дворе и с возрастом режиссера.

Цитаты - вообще его давний фирменный стиль.

Кстати, в Каннах не согласились, что фильм совсем уж никуда. :)

По мне, так первые же его выходы за рамки "новой волны" были ознаменованы явными признаками помешательства. Не знаю, плохо ли это? Может, и хорошо, но сейчас у старика похуже с фантазией.

Его с восторгом приняли не только в Каннах. Отличающийся редкой вменяемостью Sight & Sound поставил в списке фильмов года "Прощай, речь" на второе место: http://iowrus.livejournal.com/26414.html

Даже с некоторым удивлением обнаружил, что в топе от Cahiers Du Cinema он тоже расположился на втором месте, хотя [по понятным причинам] там-то Годар вполне мог рассчитывать на лидерство: http://iowrus.livejournal.com/26740.html

Впрочем, у Дюмона в Каннах была ещё более впечатляющая критика.

Как завещал Людвиг Витгенштейн: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать», может быть и об этом фильме нелегко говорить?

По-моему, как раз достаточно легко и весело, но долго муссировать тему чудаковатости Годара, конечно, не получится.

странным образом это прощание с языком перекликается с интересной беседой с Маноцковым (композитором). Маноцков любопытно формулирует, что есть творческий импульс, и есть язык, роль которого в ограничении, отрезании излишних возможностей реализации импульса - т.е., собственно, в происхождении формы. Сам же импульс - это, так сказать, вспышка "белого лазера" в которой изначально есть все. Мне представляется или мерещится, что попытка Годара в этом и состоит - миновать сковывающий язык. И, может быть, окажется, что есть какой-то сверх-язык понятный "опричь всего".

Это не секрет, что язык формирует мышление. Однако, мне кажется, что разрыв со "старыми формами" не должен быть самоцелью. Кино, делая шаг в сторону от инструментария классической литературы XIX века, породило ряд шедевров, доказывающих уникальность и самобытность языка кино. Не будем ходить далеко, достаточно вспомнить того же Рене. "В прошлом году в Мариенбаде" - это шлифованный алмаз, стройная и интересная конструкция. "Прощай, речь" больше похожа на студенческие наброски или утомительные поиски, которые вынуждают отчаивавшегося автора бросаться в крайности, просто уничтожая нарратив. Есть ли в этом нечто уникальное, неповторимое? Нет. Годар вычёркивает автора, он последователен в своей идее тотального расщепления киноязыка. Как думаете, что мы можем чисто практически вывести из этого немного запоздавшего открытия? Может, это как-то изменит мир кино или позволит на него взглянуть другими глазами? Это не очень похоже на движение вперёд, на развитие. Годару всё наскучило. Можно было даже не снимать это, а просто написать какой-нибудь скучный манифест о смерти кино. Вышло бы концептуальнее! Не снятое кино - вот настоящий убойный манифест. Проблема в том, что фильм "Чёрный прямоугольник", длящийся 4 минуты 33 секунды, выглядел бы уж больно шуточно, а Годар страшно серьёзный и пафосный человек.

я пропустил ваш комментарий - извините. Я не думал о развитии или движении вперед, вперед - это ведь когда уже ясно, куда вперед, а куда назад. Но бывает поиск, слепой поиск, иногда поздно, Толстой из дома сбежал... Вы, собственно, тоже пишете поиск - студенческий. Мне интересна мотивация автора, может быть еще раз обратить на себя внимание, а может быть искренняя попытка пробиться куда-то за - скорее всего нелепая,
но - "человек появляется в эпоху голоцена" - вызывающая уважение. Про Годара я кроме фильмов ничего не знаю, поэтому какой человек в нем тут действовал мне трудно судить. Понятно, это не в порядке спора с вами.

Прощай, речь 3D / Adieu au langage (2014) Жан-Люк Годар

User xamit251 referenced to your post from Прощай, речь 3D / Adieu au langage (2014) Жан-Люк Годар saying: [...] Оригинал взят у в Прощай, речь 3D / Adieu au langage (2014) Жан-Люк Годар [...]

а между прочим этот фильм во многих итоговых списках года у разных критиков )

Amy Taubin: 10 Best Films of 2014 (as published by Artforum)
Goodbye to Language 3D – Jean-Luc Godard
Boyhood – Richard Linklater
Whiplash – Damien Chazelle
Dreams are Colder than Death – Arthur Jafa
Tales of the Grim Sleeper – Nick Broomfield
Timbuktu – Abderrahmane Sissako
Level Five – Chris Marker
White God – Kornél Mundruczó
Stand Clear of the Closing Doors – Sam Fleischner
The Knick – Steven Soderbergh


James Quandt: 10 Best Films of 2014 (as published by Artforum)
Goodbye to Language 3D – Jean-Luc Godard
Amour fou – Jessica Hausner
Horse Money – Pedro Costa
Das Spektrum Europas – Cristi Puiu
Hill of Freedom – Hong Sang-soo
Jauja – Lisandro Alonso
The Tribe – Myroslav Slaboshpytskiy
Timbuktu – Abderrahmane Sissako
Above and Below the Minhocão – Mark Lewis
August Winds – Gabriel Mascaro


J Hoberman: 10 Best Films of 2014 (as published by Artforum)
Goodbye to Language 3D – Jean-Luc Godard
Inherent Vice – Paul Thomas Anderson
Ida – Pawel Pawlikowski
The Americans (TV, FX) – various
Under the Skin – Jonathan Glazer
The Marx Brothers TV Collection (DVD) – various
Die Farbe – Sigmar Polke
Snowpiercer – Bong Joon-ho
Maps to the Stars – David Cronenberg
The Congress – Ari Folman


David Ehrlich’s video countdown of the 25 Best Films of 2014 (presented this year by Little White Lies Magazine).
The Grand Budapest Hotel – Wes Anderson
Inherent Vice – Paul Thomas Anderson
Under the Skin – Jonathan Glazer
Nymphomaniac – Lars von Trier
Gone Girl – David Fincher
Only Lovers Left Alive – Jim Jarmusch
The Double – Richard Ayoade
God Help the Girl – Stuart Murdoch
Force Majeure (Turist) – Ruben Östlund
The Tale of the Princess Kaguya – Isao Takahata
Boyhood – Richard Linklater
Goodbye to Language 3D – Jean-Luc Godard
Ida – Pawel Pawlikowski
Palo Alto – Gia Coppola
The Babadook – Jennifer Kent
Mommy – Xavier Dolan
Why Don’t You Play in Hell? – Sio Sono
Starred Up – David Mackenzie
Godzilla – Gareth Edwards
Listen Up Philip – Alex Ross Perry
Love is Strange – Ira Sachs
Selma – Ava DuVernay
Timbuktu – Abderrahmane Sissako
We Are the Best! – Luka Moodysson
Lucy – Luc Besson


Cahiers du Cinéma: Top Ten Films of 2014 [see also: 2013, 2012]
Li’l Quinquin – Bruno Dumont
Goodbye to Language 3D – Jean-Luc Godard
Under the Skin – Jonathan Glazer
Maps to the Stars – David Cronenberg
The Wind Rises – Hayao Miyazaki
Nymphomaniac: Vol. 1 and 2 – Lars von Trier
Mommy – Xavier Dolan
Love is Strange – Ira Sachs
Paradise – Alain Cavalier
Our Sunhi – Hong Sang-soo


Sight & Sound: Top 20 Films of 2014 (a poll of 112 critics)
Boyhood – Richard Linklater
Goodbye to Language 3D – Jean-Luc Godard
Leviathan – Lucien Castaing-Taylor and Verena Paravel
[tie] Horse Money – Pedro Costa
Under the Skin – Jonathan Glazer
The Grand Budapest Hotel – Wes Anderson
Winter Sleep – Nuri Bilge Ceylan
The Tribe – Myroslav Slaboshpytskiy
Ida – Pawel Pawlikowski
[tie] Jauja – Lisandro Alonso
[tie] Mr. Turner – Mike Leigh
[tie] National Gallery – Frederick Wiseman
[tie] The Wolf of Wall Street – Martin Scorsese
[tie] Whiplash – Damien Chazelle
The Duke of Burgundy – Peter Strickland
Birdman – Alejandro G. Iñárritu
[tie] Two Days, One Night – Jean-Pierre & Luc Dardenne
Citizenfour – Laura Poitras
[tie] The Look of Silence – Joshua Oppenheimer
[tie] The Wind Rises – Hayao Miyazaki

О чём я и написал в комментариях, даже привёл конкретные ссылки.

Прощай, речь 3D / Adieu au langage (2014) Жан-Люк Годар

User sveshinieks referenced to your post from Прощай, речь 3D / Adieu au langage (2014) Жан-Люк Годар saying: [...] Originally posted by at Прощай, речь 3D / Adieu au langage (2014) Жан-Люк Годар [...]

  • 1