Кофырин Николай - Kofyrin Nikolay (strannik1990) wrote in drugoe_kino,
Кофырин Николай - Kofyrin Nikolay
strannik1990
drugoe_kino

Categories:

Мнение зрителей о фильме Михалкова "Солнечный удар"

Сегодня, в день народного единства, по телеканалу «Россия» покажут новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар». Этот фильм можно рассматривать как некую модель того, как представляет себе народное единство самый патриотичный режиссёр российского кино.
Я сходил на первый сеанс показа фильма у нас в Санкт-Петербурге и опросил зрителей ДО и ПОСЛЕ просмотра фильма. Кто-то считает, что данный фильм опоздал как минимум на пятьдесят лет. Кто-то полагает, что Михалков превзошёл самого себя. Многие зрители плакали после просмотра. Фильм никого не оставил равнодушным.




Чтобы меня не упрекнули в заискивании перед мэтром и в написании заказных рецензий, я буду преимущественно критиковать.

Когда два года назад я узнал, что Никита Михалков снимает фильм по рассказу Ивана Бунина «Солнечный удар», я вначале не поверил. Ну не может мэтр монументального кино снимать частную драму. И я оказался прав. Любовная история переросла в киноэпопею «Окаянные дни».
Перед тем как пойти на новый фильм Михалкова, я перечитал «Солнечный удар» и «Окаянные дни» Ивана Алексеевича Бунина. Цель была понять: это экранизация Бунина или произведение Никиты Михалкова.

Михалков Никита_1

«Я убежден, что экранизировать нужно не произведение, а автора», – сказал Михалков в интервью «Комсомольской правде». – «Что до замысла фильма, то история эта началась в 70-е годы. Замечательный киновед Владимир Дмитриев, к сожалению, ныне покойный, подошёл ко мне как-то и сказал: «Сними «Солнечный удар» и, если у тебя это получится хотя бы на 30%, считай, что ты режиссер».
Удалось ли Михалкову экранизировать «Солнечный удар» хотя бы на 30%?

Фильм «Солнечный удар» создан по дневникам Ивана Алексеевича Бунина «Окаянные дни», которые он вёл в Москве и в Одессе с 1918 по 1920 годы, и по рассказу «Солнечный удар», написанному уже в эмиграции в 1925 году.
Это история любви поручика и прекрасной незнакомки. Познакомившись на пароходе, герои сходят на берег в маленьком уездном городке Павлино, где проводят в гостинице одну единственную ночь вместе. Наутро женщина исчезает – дома её ждут супруг и дочка. А поручик не может забыть потрясшее его любовное приключение.

В ранней редакции рассказа о поручике было сказано, что он не только утратил интерес к жизни, но у него «зрела упорная мысль о самоубийстве».
Бунин трижды начисто переписывал рассказ, испробовав заголовки «Случайное знакомство», «Ксения». На полях рабочей тетради писатель сделал пометку: «Ничего лишнего». Этими словами он руководствовался, вычеркнув многое из того, что поначалу намеревался использовать в рассказе.

«Ничего лишнего» – этот рецепт Бунина я бы посоветовал всем авторам. Ибо сказано: «гениальное – это когда ничего лишнего»!

Собственно Бунина в фильме Михалкова мало, почти нет, если не считать интимной сцены в гостинице, да и та не соответствует оригиналу. Никаких «подожди» у Бунина не было, даже наоборот: «и как только вошли и лакей затворил дверь, поручик так порывисто кинулся к ней и оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой».

А был ли мальчик? Мальчика с часами у Бунина тоже не было. Всё это выдумки сценаристов, использующих имя Бунина исключительно для рекламы. Наверное, Иван Алексеевич в гробу не раз перевернулся.

В фильме Михалкова у поручика совсем не видно офицерской выправки. Похоже, не было у него школы, которую прошли курсанты «Сибирского цирюльника».
Главный герой вроде как едет к невесте, смотрит на её фото, вспоминает её голос, и тут же увлекается молодой женщиной, очень похожей на его невесту, да ещё и поющую так же.
С голосом Евгения Миронова можно и не такое сыграть!

Постановочность видна, и это плохо. Лубочная Россия, как всегда у Михалкова, чистая и приглаженная. Но снято красиво, как всегда с патриотическим чувством.

Не буду искать «блох» вроде разбросанного местами искусственного снега, летающего газового шарфика героини и прочих несуразиц. Но когда компьютерная птичка поймала газовый шарфик и полетела с ним, зал ахнул.

Некоторые несуразности, полагаю, простительны для игрового кино. Но создалось впечатление, что отдельные эпизоды придумывали специально для друзей-актёров. Неприятно резанула сцена фотографирования с искусственным фаллосом. Она сбила общий серьёзный настрой и в целом испортила впечатление от фильма.

Сцены на пароходе снимали в Швейцарии, поскольку в России уже не сохранилось колёсных пароходов.
Действительно, старые колёсные пароходы до сих пор курсируют по Женевскому озеру. Я смог в этом убедиться, когда был в Швейцарии. Покататься нам, к сожалению, не довелось. Но зато поднялись на пик «Джорджия».



Экранизация рассказа «Солнечный удар» мне не понравилась совсем. Зато понравились сцены с пленными белогвардейскими офицерами. И пусть этой истории не было в повести «Окаянные дни», но снято очень выразительно и убедительно. Многие плакали после сеанса.
Не у меня одного возникло чувство, будто и мы, как пленные офицеры на барже, плывём и не чувствуем, куда и зачем нас везут…

В интервью «Комсомольской правде» накануне премьеры Никита Михалков сказал:
«Солнечный удар» – картина, безусловно, историческая, свою историю забывать нельзя. Иногда, чтобы увидеть будущее, надо пристально вглядеться в прошлое».
«Я хочу следовать исторической правде, и мы всё делаем, чтобы ей следовать».
«В какой-то момент мы поняли, что глубокое погружение в исторический материал лишило нас объективности».
«Мы говорим о соединении противоположностей в каждом человеке, о том, что у каждого своя правда. Только как точно знать и как её постигать, эту правду?»

Правда – это твой честный взгляд на истину. Поэтому правда у каждого своя, а истина – она одна.

В то время когда я учился, нас убеждали, что сознательные русские офицеры перешли на сторону трудового народа, а несознательные остались в рядах белогвардейцев. Об этом, кстати, прекрасный фильм Никиты Михалкова «Раба любви». Запомнилась фраза: «Господа, вы звери!»

Теперь нас убеждают в обратном, что в гражданской войне не может быть победителей.
Всякая война – это уничтожение. А гражданская война – самоуничтожение!

«Только в Крыму с 1918 по 1922 год Россия потеряла более 8 миллионов граждан. Как сделать так, чтобы подобная трагедия больше не повторилась?»

Ответ в фильме не дан, как это случилось? с чего всё это началось?

Мединский Владимир
Министр культуры Владимир Мединский считает, что новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар» надо показывать школьникам в рамках курса истории России.
Я не против. Но для объективности вкупе нужно показывать и первую серию фильма «Бег» Алова и Наумова. К тому же, следовало бы фильму «Солнечный удар» поставить возрастную категорию не +12, а +18. В фильме курят, пьют водку и занимаются любовью с голыми женщинами.

Интимная сцена вызвала неоднозначную реакцию. Сидящие рядом со мной женщины то вздыхали, то усмехались. Очень точно выразилась одна: «такое ощущение, что у неё не оргазм, а ногу свело».
По мнению кинокритика Антона Долина «это одна из худших за всю историю кино эротических сцен».
В то же время кинокритик признаёт, что «Солнечный удар» – лучший фильм Михалкова со времён первых Утомлённых солнцем. Но фильм стал бы лучше в десять раз, если бы его сократили всего лишь в два».

Да, фильм очевидно затянут. В кинотеатре картину смотрели три часа. Михалков обещал, что из отснятого материала сделают сериал аж на пять часов. Знатоки советуют, что сначала нужно делать сериал, а потом из него полнометражный фильм.

Если говорить в целом, фильм понравился. Попкорн под такой фильм не поешь и кока-колу не попьёшь.
Хотя возникла кощунственная мысль: возможно фильм получился потому, что выдающийся актёр Михалков был лишь режиссёром и не появлялся в кадре, кроме как на фотографии.

Можно по-разному относиться к Никите Михалкову, но нельзя не благодарить за то, что он есть.
Для многих Михалков стал культовой личностью, а для кого-то и культом. Этот человек – легенда нашего времени.
Что бы ни делал Никита Михалков, его будут любить, любить только за то, что он есть! И ненавидеть за это же. Он никого не может оставить равнодушным!
Но за что любят Никиту Михалкова, и почему его многие не любят?



В 2011 году я был на встрече с Никитой Михалковым в Большом зале филармонии в Петербурге.
«Будет ли революция в России?» – спросили Михалкова. Он ответил:
«Мне кажется, что для того, чтобы этого ужаса не было (повторяю, моя точка зрения абсолютно субъективная), нужно изменить вектор существования страны. Я считаю, что единственной стабильной идеей для России, как была, так и остаётся, идея просвещённого консерватизма…»
«Кто из нас думал, что советская власть рухнет в три дня? Никто не думал. Почему рухнула? Страх вынули, а держаться не на чем».
«Самая большая проблема – это отрыв от почвенного ощущения принадлежности к культуре, к традиции своей страны».
«Самое страшное – это потерять веру!»

Мне тоже не интересен человек, не имеющий в душе веры, и мне тоже без Бога одиноко.
Я многому научился у Михалкова. Его ранние работы вдохновили меня на творчество. Фильм «Несколько дней из жизни Обломова» гениальный, а «Неоконченная пьеса для механического пианино» просто шедевр!

Мне запомнилась встреча с Никитой Михалковым в августе 1981 года в актовом зале Ленинградского университета. Никита Сергеевич – человек прошлого века, или скорее позапрошлого. Некоторые называют его главным патриотом всея Руси.



Некоторые творцы считают главным дружить с властью – от этого все их успехи. Близость к власти даёт известность и деньги. Но много и отбирает.
На мой взгляд, художник должен быть в оппозиции к власти (в хорошем смысле этого слова). Он должен критиковать власть, показывать её недостатки и призывать к их устранению, быть совестью нации.

Возможно, я ошибаюсь, но режиссёру Никите Михалкову мешает его чувство превосходства над зрителем. А ведь зритель может оказаться и умнее…



В фильме «Солнечный удар», на мой взгляд, самое ценное это исторические параллели, которые проводит Михалков между «окаянными днями» 1920 года и нынешними «окаянными днями» России.
К сожалению, история никого не учит, в особенности тех, кто не хочет учиться.

Историк В.О.Ключевский по этому поводу писал:
«История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
«Вся русская история может быть описана одной фразой: "А потом стало ещё хуже..."
«Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности».
«Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий».
«Если какой-то народ не интересуется своей историей, ничего страшного - ему её просто перепокажут».
«И москаль, и хохол — хитрые люди, и хитрость обоих выражается в притворстве. Но тот и другой притворяются по-своему: первый любит притворяться дураком, а второй умным».

Самый интересный вопрос: покажут ли «Солнечный удар» в Украине?

«Да, погибла Россия! Такую страну загубили!!!»

«Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населённый могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освящённый богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурой. Что же с ним сделали? Заплатили за свержение домоправителя полным разгромом буквально всего дома и неслыханным братоубийством, всем тем кошмарно-кровавым балаганом, чудовищные последствия которого неисчислимы…» (Иван Бунин «Окаянные дни»)

Дневниковая книга «Окаянные дни» писалась в 1918 году, и содержит трагические описания глазами Бунина событий в Москве, Петербурге, Одессе.
«Когда совсем падаешь духом от полной безнадежности, ловишь себя на сокровенной мечте, что всё-таки настанет же когда-нибудь день отмщения и общего, всечеловеческого проклятия теперешним дням. Нельзя быть без этой надежды. Да, но во что можно верить теперь, когда раскрылась такая несказанно страшная правда о человеке?»

«Газеты зовут в поход на Европу. Вспомнилось: осень 14 года, собрание московских интеллигентов в Юридическом обществе. Горький, зеленея от волнения, говорил речь:
– Я боюсь русской победы, того, что дикая Россия навалится стомиллионным брюхом на Европу!»

«Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил: «За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки…»

Бунин_1
Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября (по старому стилю) 1870 года в старинной дворянской семье. Его отец был офицером, участвовал в обороне Севастополя. В гимназии Иван Бунин провёл всего несколько лет; основное воспитание и образование он получил дома.
В 1887 году в возрасте 17 лет он начал писать стихи и его стихи были напечатаны. Бунин был отмечен двумя Пушкинскими премиями.
После революции Иван Алексеевич Бунин жил в эмиграции во Франции. В 1933 году Бунину – первому из русских писателей – была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Бунина уговаривали вернуться на родину – в СССР. Но он ответил отказом.
Умер Иван Бунин в ночь с 7 на 8 ноября 1953 года в Париже.
В 1929—1954 гг. произведения Бунина в СССР не издавались. Но, начиная с 1955 года, Бунин стал наиболее издаваемым в СССР писателем первой волны русской эмиграции.

В эмиграции Бунин написал свои лучшие произведения, такие как: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925).
Когда в юности я прочитал рассказ «Солнечный удар», он показался мне скучным. А когда прочитал повесть «Митина любовь», я понял – писать про любовь нужно так или никак!

Некоторые исследователи творчества Ивана Бунина видели в произведениях писателя пересказ «случаев из его собственной жизни».
В январе 1938 года Иван Бунин по этому поводу сказал следующее: «Никогда моих собственных романов я не рассказывал… «Митина любовь» и «Солнечный удар» — всё это плоды воображения. Совершенно зря мне приписывают похождения моих героев».

Судя по фильму «Дневник его жены» (режиссёр Алексей Учитель), Иван Бунин был человек увлекающийся. Долгое время они жили втроём: его жена (Вера Николаевна Муромцева) и любовница – молодая поэтесса Галина Кузнецова.



В своём дневнике 8 августа 1928 года Галина Кузнецова записала: «Говорили вчера о писании и о том, как рождаются рассказы. У Ивана Алексеевича это начинается почти всегда с природы, какой-нибудь картины, мелькнувшей в мозгу, часто обрывка. Так, «Солнечный удар» явился от представления о выходе на палубу после обеда из света в мрак летней ночи на Волге. А конец пришёл позднее».

Бунин хотел любви, а получил Нобелевскую премию!

И хотя Иван Бунин не мой писатель, мне нравятся пронзительной точностью и нежной искренностью его стихи.

Печаль ресниц, сияющих и чёрных,
Алмазы слёз, обильных, непокорных,
И вновь огонь небесных глаз,
Счастливых, радостных, смиренных,
— Всё помню я… Но нет уж в мире нас,
Когда-то юных и блаженных!
Откуда же являешься ты мне?
Зачем же воскресаешь ты во сне,
Несрочной прелестью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча, краткая, земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг?

Я помню день тот летний, чудный,
и парк пустой для нас двоих,
и чистый лес, дождём умытый,
и трели птиц для нас одних,
и ресторан пустой и светлый,
букетик неживых цветов,
и стульев блеск, и взор нетленный,
и крики чувств, и шёпот слов,
и чистый запах твоей кожи,
и шёлк волос, и бархат рук,
тепло ушей я помню тоже,
и вкус несмелых твоих губ,
и робкий поцелуй ответный,
и трепет тела твоего,
в объятьях внешне неприметный стук сердца в такт у моего,
волненье веры и надежды,
боязнь раскрыться без утай,
и тонкий,
чуткий,
честный,
нежный
звук голоса, зовущий в рай…
Я помню!
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература




P.S. Спасибо Никите Сергеевичу Михалкову за его обращение к трагическим страницам нашей истории.

А Вам лично интересен СОЛНЕЧНЫЙ УДАР НИКИТЫ МИХАЛКОВА?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments