Лариса Лисюткина (shaherezada) wrote in drugoe_kino,
Лариса Лисюткина
shaherezada
drugoe_kino

Categories:

Премьера фильма INTERSTELLAR в Берлине

Сама бы я даже не узнала о мегаблокбастере INTERSTELLAR. Но благодаря многообразию интересов в среде друзей отсидела 3,5 часа на научно-фантастическом шедевре, совсем новеньком: премьера в России состоялась 6 ноября, в Великобритании и Северной Америке (США и Канада) — 7 ноября, а я попала на премьеру в Берлине 9 ноября.
Режиссёр Кристофер Нолан снял несколько кассовых триллеров, собравших в прокате более миллиарда долларов. По этому показателю он уступает только Джеймсу Кэмерону. В главных ролях — Метью Маконахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Майкл Кейн. Спецэффекты такие, что создаётся полная иллюзия собственного присутствия внутри событий. Конечно, важную роль для таких фильмов играет техника воспроизводства. На компьютере или на ТВ смотреть блокбастер не имеет смысла. В к/т IMAX условия идеальные: гигантский полукруглый экран, звук по последнему слову техники (к/т расположен в Сони-центре), и когда на героев фильма обрушивается стена воды километровой высоты, или от космической станции в результате теракта со скрежетом отваливается целая секция, зрительный зал трясёт вместе с героями экрана, и ты уже не ощущаешь, где иллюзия, а где реальность. К счастью, в креслах можно полулежать. Для трёхчасового киноудовольствия это важно.



В кинотексте фильма Interstellar множество цитат, от «Соляриса» и «Звёздных войн» до анимационных космических телесериалов. Сюжет тоже не нов: Земля погибает от пыльных бурь и пожаров, сельское хозяйство хиреет, людская популяция голодает и сокращается. На первый план выходит задача спасения человечества. Действие сформулировано так, как будто весь мир состоит из одних только США: герои фильма американцы, экологическая катастрофа происходит на кукурузных плантациях южных штатов, проект спасения человечества разрабатывается в НАСА, а в космосе, на дальних тропинках далёких планет, везде водружаются американские флаги. В основу сценария положены работы физика-теоретика Кипа Торна, он же стал официальным научным консультантом блокбастера.

Понять сюжет без специальной подготовки почти нереально. Не из-за трудностей с американской фонетикой, а из-за того, что события группируются вокруг феномена черной дыры, которая релятивирует время, и на экране действие часто перемещается из одного временного среза в другой. Герой фильма, космический пилот Купер, возглавляет экспедицию по разведке планет, пригодных для колонизации жителями Земли. Он покидает двоих детей-подростков, а когда возвращается, ему по земной шкале уже 124 года, но он ничуть не изменился. Его дочь, ставшая астрофизиком, в это время уже древняя старуха и лежит на смертном одре в окружении трёх поколений многочисленных потомков. Зрителю предлагаются инопланетные пейзажи и технический антураж будущего, от которых перехватывает дух; неизбежна в таком нарративе и борьба добра со злом, хотя она разворачивается лишь во второй части, когда два астронавта в тяжёлых доспехах сплетаются в рукопашной схватке, пытаясь пробить головами смотровое стекло в скафандрах друг друга с целью их разгерметизации. Впрочем, конфликт возникает не на почве убеждений или верований, а из-за психического расстройства одного из протагонистов.

В фильме полностью отсутствует любовная интрига - акцент на любви между родителями и детьми и на любви к человечеству. Во второй части молодая и прекрасная участница экспедиции произносит пылкий монолог о любви как о необъяснимой космической силе, которая так же загадочна и универсальна, как гравитация. В неё, увы, так никто и не влюбляется, хотя в составе межпланетного экипажа трое красивых молодых мужчин. За призрачной любовью из прошлого ей приходится лететь на далёкую планету, нарушив весь план экспедиции и рискуя никого на этой планете не найти - ведь все участники этого действа живут в рассинхронизированных временных измерениях. Мне показалось, что Нолан попытался создать нечто вроде анти-Соляриса, один из героев которого высказывает базовую для понимания замысла Тарковского идею: Человек ищет в космосе отнюдь не космос, не Другое, а самого себя и то, что как-то соотносимо с земным, человеческим и человечным. Восхищаясь Тарковским и копируя в некоторых деталях его эстетику, Нолан придерживается противоположного концепта: визуализировать универсум именно как Другое в отношении всего земного. Не буду ничего говорить о том, насколько это ему удаётся, но невозможно умолчать о той самой чёрной дыре, которая и есть самый известный символ противопоставления земной реальности и космической бесконечности пространства и времени, их инаковости и их несводимости к человеческому знанию. В фильме загадочность чёрной дыры банализируется до уровня кладовки с полками по стенкам. Ну да, именно так ироничный Льюис Кэрррол описывает падение Алисы в чёрный колодец, с той небольшой разницей, что на полках этого колодца стоят банки с вареньем, а в кладовке Нолана это книги. Нет, эту сцену я хочу развидеть, и не понимаю, как Нолану, зубру экранизации, могла прийти в голову эта фантазия.

Для Земли космическая одиссея увенчивается успехом — всё по законам жанра. Но успех этот отнюдь не триумфальный. Он очень тих, скромен, звучит как бы pianissimo (впрочем, весь речевой пласт в фильме выполнен в этом регистре — герои говорят тихо, выразительность речи достигается не криком). На дальней суровой планете удалось основать маленькую колонию из людей, выведенных из оплодотворённых яйцеклеток, которые экспедиция доставила туда в специальном инкубаторе. На Земле учёные научились обмениваться информацией с людьми будущего, используя временные колодцы черных дыр - вот какая это, оказывается, полезная штуковина, а вы, глупенькие, боялись! Люди будущего руководят теперь спасением своих отдалённых предков, чтобы создать предпосылки для существования самих себя в своём времени.
Tags: 2014
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments