jesusthanksu (jesusthanksu) wrote in drugoe_kino,
jesusthanksu
jesusthanksu
drugoe_kino

Category:

"Интерстеллар" (США, Великобритания, 2014), Режиссёр: Кристофер Нолан.

«Все относительно!» © Альберт Эйнштейн

Предлагаю вам совершить межзвёздное путешествие сквозь пространство, время и чувства, используя индуктивный метода познания.



[Небольшое негодование-предисловие, которое можно пропустить.]С выходом самого ожидаемого фильма года люди, посмотревшие эту картину поделились на две резко конфронтующие стороны. Одни говорят, что это шедевр всех шедевров. Другие, яростно критикуя фильм на просторах интернета, в этот раз на удивление несколько перегибают палку. Сложилось такое впечатление, что кинуть тухлым помидором в картину Нолана – это новый способ вырваться из серой массы, мейнстрима. Надо заметить, что этот путь в ряды «элитарного общества» уже стал весьма популярным. «Хавайте, быдло, хавайте!» - кричат они, глотая пиво у своих лэптопов. Невольно вспоминается Маяковский со своей пощечиной общественному вкусу. Вот только он не кидался тухлыми овощами, а яростно стучал своим литературным молотом и созидал нечто новое взамен разрушенного старого. Надо признать, что встречаются и вполне обоснованные замечания по этому фильму, с которыми нельзя не согласиться, но я все же отнесу себя к категории первых людей. Более того, не побоюсь сказать, что это величайший, возможно даже лучший фильм, который мне доводилось видеть. Но как и все в этом мире, он имеет некоторые недостатки, маленький прыщик, который, впрочем, ничуть его не уродует.

1. Актерский состав. В арсенале несколько именитых актеров: Мэтью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Майкл Кейн, Мэтт Деймон. Основное внимание хочу сфокусировать на МакКонахи и Деймоне. Роль Майкла Кейна, как и в предыдущих фильмах Нолана, эпизодическая, сыгранная отлично, но в меру ординарности не несет за собой ничего интересного. Хэтэуэй хоть и справилась со своей ролью, но выше своей головы ей, к сожалению, прыгнуть не удалось. Честейн – один из недостатков этого фильма. Единственная заслуга Нолана в ее случае – это тот факт, что роль ее персонажа была обратна пропорциональна роли в самом фильме. Имея роль первого плана, она могла бы сильно подпортить фильм. Честейн слегка не вписывалась в фильм со своей некоторой натянутостью эмоций.

Итак, Макконахи и Деймон. Был уверен на 120%, что на 86-ой церемонии вручения Оскара, премию наконец получит сами знаете кто. Узнав о неожиданном лауреате, я был сильно возмущен. После просмотра этого космического блогбастера, я буду возмущен в несколько раз больше, если Макконахи не получит в следующем году свой второй Оскар. Это гениально сыгранная роль. Складывается впечатление, что "Далласский Клуб Покупателей" был лишь спичкой в огромном мире кинематографа, которая зажгла новую яркую звезду Голливуда. Купер не просто реалистично сыгранный персонаж, а живой человек, которого мы можем встретить в повседневной жизни.

Но далеко не все солидарны с подобной позицией. Многие критикуют Мэтью за недостаток драматизма в сценах с дочерью. Но о каком недостатке идет речь? О наигранном пафосе? Вы когда-нибудь наблюдали себя со стороны во время важных высказываний, заявлений, признаний? На этот счёт здесь будет уместно привести цитату из знаменитого романа Оскара Уайльда:

[Цитата]частенько подлинные трагедии в жизни принимают такую неэстетическую форму,  что  оскорбляют  нас своим  грубым неистовством, крайней нелогичностью и бессмысленностью, полным отсутствием изящества. Они нам претят, как все вульгарное.  Мы  чуем  в  них одну лишь грубую животную силу и восстаем против нее. Но случается, что мы в жизни  наталкиваемся  на  драму,  в  которой  есть  элементы  художественной красоты.  Если  красота  эта  --  подлинная,  то   драматизм   события   нас захватывает. И мы неожиданно замечаем, что мы уже более не действующие лица, а  только  зрители  этой  трагедии.  Или,  вернее,  то  и  другое вместе. Не все трагедии в жизни трагичны. Купер – персонаж более живой, чем окружающий нас театр - он не играет, а живет. В нем не просто нет ноток лишнего пафоса, в нем отсутствует эстетическая актерская красота. Браво Мэтью. Браво Нолан. Такого еще никому не удавалось.

Теперь небольшая роль Деймона. Зато какая! Он сыграл самого настоящего злодея. Это не тот злодей, которому можно симпатизировать, посочувствовать или которого можно понять. В докторе Манне невероятным образом смогли ужиться первобытные инстинкты и высокий интеллект современного человека. Помешанный ученый, лишенный всяческой человечности. Он упрекает Купера в несостоянии поставить интересы человечества выше своих, но при этом из-за него чуть было не рухнула вся спасательная экспедиция. Это сложный и многогранный антагонист, который заслуживает внимания. И он его получает.

Нельзя не отметить, что картина имеет несколько мелких недочетов в этом плане. Например, немного странно, зачем Купер поехал куда-то вместе с дочерью (он все же мог ее оставить), пользуясь сомнительными координатами? Но на это можно закрыть глаза из-за обилия тяжелых драматических сцен. Одна из них - сообщения от детей Купера с Земли после возвращения с планеты Миллера - на мой взгляд, одна из самых тяжелых сцен в истории кино (заслуга здесь, кстати говоря, в первую очередь МакКонахи)


9/10 из-за Честейн и маленьких нюансов.

2. Музыка. Композитор: Ханс Циммер. Согласитесь, это уже о многом говорит. Но фильм сказал еще больше. После «Гладиатора» с трудом верилось, что этот гений создаст что-то сравнимое. И все-таки он создал. Тяжелая, драматическая музыка космических масштабов. Вряд ли можно было придумать что-то лучше. Не в этом случае.


10/10. Просто послушайте.



3. Сюжет и режиссура. Нолан использует свой типичный для его фильмов и нетипичный для Голливуда прием построения сюжета. Фанаты творчества режиссера поймут эти слова по цитате из «Престижа»: «Каждый фокус состоит из трёх частей или действий». Нолан умело расставил несколько интриг. Перечислю некоторые из них:

1. План А или Б?
2. Какая из трех планет в конечном итоге будет пригодна для жизни (если еще вообще будет)?
3. Спасут ли они человечество?
4. Встретит ли Купер своих детей?
5. Увидим ли мы черную дыру изнутри?
и т.д.


Эти вопросы задаются не сразу, а в течении всего фильма, что позволяет подпитывать интерес зрителя на протяжении всего трехчасового сеанса. Помимо основных действий, в фильме также присутствуют интересные и неожиданные повороты: встреча с доктором Манном, пятое измерение, Блеф профессора Бренда и пр. Само движение событий далеко не банально. Например, после посещения первой планеты, Армелия Бренд произносит довольно трогательный монолог, который казалось, должен был переубедить Купера. Но не тут то было…

Не менее интересен и подход режиссера к месту действия, которое постоянно переносится с космоса на Землю. Это помогает отдохнуть зрителю от космического потока информации и проводит параллельную линию сюжета (пусть и не столь главную). В конце эти две параллели, согласно геометрии Лобачевского, пересекутся.

10/10 за нестареющего Нолана.

4. Научная фантастика. Пожалуй, самая тяжелая составная этого фильма. Интернет просто пылыхает спорами на эту тему. Сам я, к сожалению, не физик, и до сих пор не знаю насколько точно отображена научная действительность в фильме. Но замечу пару моментов, которые даже для не физика показались несколько странными.

Прибыв на планету Миллер, героев накрывает огромнейшая волна. Вопрос: Неужели такие волны не были видны еще во время полета? Ведь их частота довольно высокая. Как такой маленький земной корабль умудрился улететь от черной дыры в такой близости? И т.д., и т.п.


В то же время хотелось бы защитить фильм от довольно странных нападок в духе «Почему 6 млд. людей????», «Почему ученые отправляют экспедицию искать другую планету, но не могут вырастить растения!?». Люди, задающие подобные вопросы, вероятно, слишком громко жевали попкорн. На все это ответы даны в самом фильме. Прямым текстом. Люди миллионами гибли от голода. Явление было настолько массовым, что демографический вопрос пришлось решать весьма негуманными способами – например, сбрасыванием бомб. Зачем искать другую планету? Да хотя бы затем, что если вопрос с голодом будет решен, то существует другая, кстати говоря, главная проблема – растущая концентрация азота в воздухе.

Однозначно положительная черта в этом плане – это спецэффекты. Помимо грамотно четкопроработанных космических кораблей, планет и природных явлений, в фильме впервые была правильно продемонстрирована Черная Дыра:


10/10 как не физик, и потому что фильм худо-бедно, но согласовывался со многими учеными и астронавтами. И кстати. События в фильме происходят в будущем... Почему-то никто не ругал Кубрика в 1968ом за то, что в 2001 году люди спокойно летали на Юпитер...

5. Идейность. Здесь не то что все 10/10, а 11/10 нужно ставить. Почему? Это очень тонко психологизированный фильм с потрясающей задумкой. Много вопросов, проблем, над которыми, имея хотя бы горстку фантазии, можно строить огромные размышления. Да, безусловно - это все так. Но за всем этим скрывается довольно примитивный смысл. Интерстеллар – это фильм о любви, которую Нолану удалось в прямом смысле слова поднять с Земли, возвысить и заполнить все пространство и время, которое только существует и не существует. Он единственный, кто смог так убедительно поставить это слово выше всех физических законов и теорий. На мой взгляд, только за это фильм заслуживает звание шедевра всех шедевров.

В заключение хотелось бы сказать, что люди готовы поверить во что угодно, но только ни в настоящую любовь (ведь фильм именно об этом). НЛО, машина времени, бог, потусторонние миры? Пожалуйста! Любовь? Что вы…Только в книжках… Этот фильм вдохновляет, заставляет чувствовать. При желании и умении можно найти кучу недостатков в произведениях Джойса, картинах Дали, скульптурах Бернини, операх Вагнера. Но как бы вы не старались, их наследия, как и это, в будущем наследие Нолана будут свободно парить над любими ярлыками. Этот фильм нельзя назвать массовым, как и нельзя назвать интеллектуальным, элитарным – он другой.

Итог - 10/10.

P.S. Сноб-киноман никогда не признается в двух вещах: в том, что он сноб, и в том, что «2001: Космическая Одиссея» в сравнении с Интерстелларом клонит в сон. "Как! Это же Кубрик!" - скажет он.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments