Glint (glint_way) wrote in drugoe_kino,
Glint
glint_way
drugoe_kino

Categories:

"Солнечный удар", 2014, Россия. режиссер - Н. Михалковл

Посмотрела "Солнечный удар" Михалкова.
В кино ходить не люблю, но, к счастью, в сети уже есть версия оного фильма в приличном качестве и без назойливой рекламы. Фильм снят в абсолютно узнаваемом михалковском стиле, где благополучно присутствует вся харатерная и многократно примелькавшаяся в его фильмах атрибутика: "за веру, царя и отечество", монархизм, русская национальная идея, русский бог - (как без него?) и героическая Россия, которую мы давным-давно потеряли.
84.80 КБ
Фильм «Солнечный удар» экранизирует одноименный рассказ Ивана Бунина и дневники писателя «Окаянные дни». Трагическая история русских офицеров армии Врангеля, не сумевших вовремя убежать из Крыма, история их унизительного "добровольного" отречения и капитуляции - это одновременно и история жуткого "красного террора" в Крыму, когда большевики зверски убивали, расстреливали и топили заживо всех, кто казался им потенциальным классовым врагом и неблагонадежным элементом, даже если речь шла о женщинах, детях и стариках. Фильм как будто перерезан надвое воспоминаниями главного героя, молодого офицера (Мартинс Калита), который вспоминает самую сильную любовь своей жизни. Все, что произошло в день их встречи, стало ключевым событием его жизни, которую не смогли размыть или стереть из памяти ни войны, ни революции. Вот с этого момента Михалков начинает беззастенчиво плагиатить и воровать чужие идеи под видом явных или слегка завуалированных "аллюзий": знакомство на корабле напоминает кэмероновский "Титаник", энергичная работа механизмов паровых двигателей, символизирующих бурный секс, была еще в "Крейцеровой сонате", а пересчитывающая ступеньки детская коляска- аж в "Броненосце Потемкине".
Дама, очаровавшая главного героя (Виктория Соловьева), кажется ожившей картиной Крамского "Незнакомка"и одновременно помолодевшей Гузеевой из "Жестокого романса".
В фильме вообще много красиво выстроенных кадров, всяческих пейзажных "красивостей". Но иногда они переходят в приевшийся набор слащавых русофильских штампов: если небо - то синее, если икра - то черная, если шампанское в бокале - то искристое, если купола - то золотые...
Характерно, что оба героя - офицер и его очаровательная подруга - так и остаются безымянными. История не сохранила их имена, их лица расплылись мутным пятном на старинной сепии фотоснимка, зато сохранила подробные биографии палачей, убийц и карателей: М. Фрунзе, Бела Кун, Землячка (Розалия Залкинд). Вместе с Белой Куном и Георгием Пятаковым Землячка считается ответственной за проведение в Крыму массовых расстрелов жителей полуострова и казней пленных офицеров Русской армии П. Н. Врангеля. В фильме ее играет Мириам Сехон, и на экране как будто оживает злобная фурия большевизма - яростная, непримиримая, холодная, кровожадная и безумная... По ее приказу на юге России были расстреляны тысячи людей. Фильм в данном случае выступает историческим обвинением этой чудовищной твари: приказ затопить баржу с бывшими офицерами армии Врангеля отдала именно она.
Михалков, кажется, не скрывает своего антисемитизма. В данном случае этот факт воспринимается не иначе как провокация и сознательное разжигание антиеврейских настроений. Ну как же лишний раз не пнуть кровавое чучело большевика-еврея, Иуды, продажной твари, утопившей в крови русский народ? Соблазн слишком велик, особенно для Никиты Сергеича, и он не удерживается...
Хотя, к сожалению, это тоже исторический факт: большинство красных комиссаров были евреями.
Между началом любовной истории и страшными событиями в Крыму в 1920-м году проходит 13 лет. Симпатичный и добрый мальчик, церковный служка, случайный знакомый поручика, который все эти годы бережно хранил забытые им часы, стал тем самым Георгием Пятаковым, который привел в исполнение приказ Землячки... Какая страшная трансформация произошла в голове у мальчишки, который интересовался теорией Дарвина? Он понял, что нет никакого Бога? Или воспринял идею естественного отбора как большевистское руководство к действию? А ведь он узнал своего давнего знакомого...
А еще мне в какой-то момент вдруг почудилось сходство красавицы-комиссарши с той самой Незнакомкой, которую так и не смог забыть поручик. Тот же точеный профиль, нежные губы, миндалевидные глаза... Но я ошиблась, конечно - такой пошлой безвкусицы в духе страстей немого кино даже склонный к лубочному китчу Михалков не допустил бы. К тому же он бы никогда не позволил герою - русскому офицеру - потерять голову от еврейской женщины, пусть даже такой "роковой комиссарши", как Розалия Залкинд.
Ощущение от фильма тяжелое и неприятное. При том, что фильм получился сильный, я ни разу не поклонник михалковской эстетики, монархистских идей и лубочных иллюстраций его "великорусской идеи". Бунина в фильме как-то не ощущается, зато тень барина-бесогона витает буквально в каждом кадре, актеры говорят с его интонациями, а фотография "самого" украшает провинциальное фотоателье, в котором главгер снялся со своим будущим убийцей.
Судите сами. Посмотреть можно, но не более одного раза...
Tags: 2014, русское кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →