
Стейнбек же советскому читателю был хорошо знаком, но почему-то не этот роман, который я прочла, только посмотрев фильм. Книга - настоящий кирпич, и сценарист правильно сделал, что оставил за кадром ее первую часть, сосредоточившись на наиболее драматической истории отца и сына. Точнее, отца Адама и двух сыновей - но не Каина и Авеля, а Калеба (Халева) и Арона. Эта замена имен значима: хотя название романа и отсылает как раз к Каину, расклад у Стейнбека совсем иной. Имя же героини - Абра - на иврите означает "мать многим", и актрисе Джули Харрис удалось убедительно сыграть хорошую женщину. Но Оскара за актерскую работу получила все же не она, и даже не Дин, а Джо ван Флит, за роль беглой мамаши - и получила заслуженно: Казана ведь не случайно прозвали "актерским режиссером".
Кинокритики того времени отметили удачное использование цвета и широкоэкранного "Синемаскоп"-формата, но эти достижения едва ли впечатлят современного зрителя, избалованного высокими технологиями. Сама же я склонна ценить не широту размаха, а эффективность удара: не богатство изобразительных средств, но то, насколько они достигают цели.
Community Info