alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Categories:

«Ringu», Хидео Наката, 1998

Как все уже знают, "Звонок", он же "Кольцо" Хидео Накаты, является адаптацией типичной городской легенды. Мы сами в детстве и подростковом возрасте рассказывали такие: проклятое письмо, библия в переплёте из человеческой кожи, троллейбус без номера и человеческие ногти в пирожках с мясом. Новация фильма была в том, что «вирусоносителем» смертельного проклятия оказалась видеокассета, бывшая во 90-х годах символом новых информационных технологий.

sudzuki5

Фильм был основан на романе Кодзи Судзуки и фильме Бернарда Роуза «Кэндимен», завораживающе неудачной адаптации новеллы Клайва Баркера «Запреты». Хидео Наката учёл все промахи Роуза и создал своего рода совершенный фильм, лишённый, впрочем, амбиций высокого искусства. Скромность «Звонка» поражает: он как бы снят дилетантской видеокамерой, изо-всех сил стремящейся выглядеть дорогостоящей аппаратурой. Шероховатость структур, неловкая (на первый взгляд) постановка света и как бы старательная неумелость постановки мизансцен работают на общую идею: это именно пересказ городской легенды, не более. Всё устремлено на рассказ, как таковой, никаких стилистических украшений в фильме не допускается. Лаконичность «Звонка» граничит с изяществом, но изящества, которое указало бы зрителю на изощрённость повествователя, здесь нет. Только рассказ! Нулевая степень письма, как сказали бы антироманисты 50-х годов.

sudzuki3 sudzuki1

И это очень по-японски. Фильм ритмически безупречен, выверен до секунды, но при этом кажется, что время от времени происходят микроскопические сбои, эпизоды, композиции кадра и сами персонажи чуть-чуть «люфтят с зазором», как выражаются сантехники. Таково современное японское искусство: не механическая точность линии, неотвратимое балетное совершенство, а эстетика непопадания в точку. Вот я вспоминаю клип Skirt Hirari идол-группы AKB48 (кому интересно, найдёт в youtube), где девочки, танцующие в коридоре школы, движутся в идеальном ритме, но каждая чуть-чуть иначе и в конце эпизода останавливаются в похожих, но не одинаковых позах. Это противоположность знаменитому «A Chorus Line» Майкла Беннета, когда яркие индивидуальности сливаются в кордебалете до полной неразличимости. В японском современном искусстве повтор не деиндивидуализирует, а подчёркивает индивидуальность, и этот важный момент играет роль во внутренней структуре «Звонка», который только на поверхностный взгляд выглядит сделаным просто, почти незамысловато.

По сути, перед нами исследование психологии среднего жителя мегаполиса в эпоху лавинообразного совершенствования технологий и модернизации искусства. Это исследование дано в форме рассказа – средний человек расскаывает о своих стразах на своём, усреднённом языке. Мы можем проанализировать личность рассказчика, обращзая внимание на то, о чём он умалчивает и на что обращает внимание. Как я понимаю, именно невидимый (в духе ландшафтной живописи Сальвадора Дали, где лицо портретируемого складывается из облаков, гор, рек и летящих птиц) портрет рассказчика был целью создателей фильма и именно убедительность этого портрета сделала «Звонок» самым кассовым фильмов в истории японского кино.

В общем, мне лично очень понравилось, и я тут же посмотрел «Звонок два», «Звонок Три» и «Звонок Ноль», хотя вот этого последнего лучше бы мне не делать. Потому что фильм Норио Цурута сам по себе хорош, хоть неровен, но к «Звонку» он не имеет никакого отношения. Не существует никаких причин для того, чтобы Садако из «Звонка Ноль» стала бы Садако из «Звонка».

А потом я посмотрел американскую версию «Звонка», которая показалась мне сущей ерундой. Гор Вербински то ли не понял смысл оригинального «Звонка», то ли сознательно решил переключить внимание зрителей, но его фильм – не более чем добротный мистичееский триллер с хорошей актрисой Наоми Уоттс в главной роли. Мелодрама, семейные проблемы, наползающий ужас, всё на месте и всё работает, как надо, но исчезло главное: рассказчик всей этой истории.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments