Лариса Лисюткина (shaherezada) wrote in drugoe_kino,
Лариса Лисюткина
shaherezada
drugoe_kino

Category:

Красота спасёт мир?


В фильме "The Elephant Man"(1980) режиссер Дэвид Линч сталкивает лицом к лицу два разных уродства: телесное и социальное. Уродом в сценах насилия над Мерриком выступает не он, а толпа, коллективное тело низших социальных слоёв в викторианской Англии, которая была в то время "кузницей Европы". В отличие от Франции - страны классического феодализма, Англия - эталон европейского капитализма, локомотив ранней индустриализации. В фильме много сцен индустриального мира второй половины 19-го века, когда уже вовсю используются паровые и электрические машины, призванные, казалось бы, облегчать жизнь людей. Но на самом деле индустриальное производство - это сущий ад. Человек-слон происходил из семьи ткачей, и Линч включает в фильм сюжетно автономную картину ткацкого цеха: люди работают в тёмных подвалах, вокруг дым и смрад из-за паровых двигателей, рабочие полуобнажены, они монотонно толкают взад-вперёд тяжелые ткацкие рамы. Их мир ничем не отличается от тех подвалов, в которых владелец цирка содержит своих уродцев, во главе со своим главным сокровищем Джоном Мерриком.
Не удивительно, что рабочие отдыхают в грязных пивнушках и развлекаются травлей человека, которому можно символически делегировать собственное уродство. Этот приём: противопоставление уродства коллективного тела физическому уродству отдельной личности - чрезвычайно важен. Потому что он отсылает к самой популярной идеологии спасения той эпохи, к марксизму. Рабочим, которые обитают в аду, напиваются, дерутся, валяются в грязи и травят духовно возвышенного и физически беззащитного Джона Меррика, в марксизме приписывается роль носителей социального прогресса из-за их причастности к тем страшным индустриальным технологиям, которые уничтожают окружающую среду и губят человека.
Марксизм в викторианской Англии был невероятно популярен. Принцесса Уэльская Александра, выступающая вместе с просвещённой интеллигенцией (доктор Тривз) спасительницей и покровительницей Меррика, известна тем, что лично встречалась с Марксом. Она хотела получить разъяснения, в надежде, что его учение может пригодиться ей в её будущем правлении.
У Линча, в отличие от Маркса, низшие социальные слои, а также дети, постоянно проявляющие свою естественную человеческую природу в преследовании Меррика, воплощают только зло. Линч, разумеется, иронизирует над пошлостью слащавой буржуазной филантропии. Но если в истории о благородном уродце и есть луч света, то его источником являются только "просвещённые слои", а отнюдь не "простой народ", которого автор портретирует как толпу, распинающую Иисуса на полотнах Босха. Тут Линч - убеждённый адепт предшествующей эпохи с её идеологией Просвещения, а не эпохи Модерна, беременной восстаниями масс, тоталитаризмом и "офисным планктоном", который пришёл на смену зверообразным узникам дымных фабрик. И никакой надежды.
Совсем с других, не социальных, а психологических позиций, написала свою рецензию vasilek: http://vasilek.livejournal.com/223382.html. Кому интересно больше узнать о фильме, могу её порекомендовать. Она почти ни в чём не пересекается с моими замечаниями.
Tags: 1980, Дэвид Линч, хоррор
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments