Лариса Лисюткина (shaherezada) wrote in drugoe_kino,
Лариса Лисюткина
shaherezada
drugoe_kino

Categories:

Открытие ретроспективы Пьера Паоло Пазолини. Нищие и злые: фильм Accatone

В научном киноцентре Берлина Arsenal началась большая ретроспектива Пьера Паоло Пазолини, и я впервые посмотрела его дебютный фильм Accatone. Его не было в советском прокате. Но другие его фильмы, которых тоже не было в прокате, мне посмотреть удалось. Евангелие от Матфея, Декамерон, Царь Эдип, Теорема, Мама Рома - эти шедевры я видела в Москве благодаря бесконечной доброте бывшего однокурсника К. Р., ставшего киноведом. На "120 дней Содома" не пошла из-за натуралистических жестокостей. В своём теперешнем возрасте сделаю попытку всё же увидеть и этот последний фильм ППП, раз уж посмотрела первый. Для завершения гештальта. "Сало, или 120 дней Содома" - последний, предсмертный фильм Пазолини. Самый спорный и странный.
Сюжетная основа "Аккатоне"(1961) - роман П. П. Пазолини «Una vita violenta». Само слово означает "нищий", или "побирушка". В этой роли снялся молодой актёр Франко Читти, ставший после этого звездой. Осевая тема фильма - послевоенная нищета и жизнь городских низов в гетто. Иногда у меня ощущение, что тему нищеты и униженности бедных Пазолини взял прямо у Достоевского; что все его персонажи - это "дети Мармеладова".

Герой фильма Витторио по кличке "Аккатоне" зарабатывает сутенёрством. Он - массовый типаж, один из представителей безработного мужского сообщества в предместье большого города. В самом начале Пазолини долго и со всех сторон рассматривает через камеру клику молодых людей, бездельников поневоле, которые бьют баклуши на руинах и свалках. Трудно понять, эти кварталы разбомбили во время войны, или среда обитания так одичала из-за послевоенной экономической разрухи.
П. П. Пазолини был атеист, коммунист и марксист, но смысл фильма невозможно редуцировать только к теории классовых отношений. Люди являются заложниками своей картины мира, которая транслируется религией, обычаями, авторитетами. Т.е. социокультурными факторами, которые не в меньшей степени чем отношения собственности определяют стиль жизни и статус личности в разных иерархиях и субкультурах.
Когда в начале под музыку Баха по экрану идут бесконечные титры, кажется, что в съёмках была задействована как минимум вся Кантемировская гвардейская дивизия. С первого кадра на психику зрителя давит изобилие полуобнажённых мужских тел, занятых повседневным убиванием времени: вот они играют в карты на улице за столиками то ли кафе, то ли не кафе, а просто так; вот заводила Аккатоне подбивает своих друганов устроить испытание храбрости - и вся полуголая мужская орава несётся к реке, где герой на спор прыгает с моста; а вот на глазах у всего мужского кодла Аккатоне показательно, "по понятиям", наказывает свою подопечную, проститутку с библейским именем Магдалена, за то, что она сломала ногу и стала неработоспособной. Сцена издевательства над Магдаленой кажется сначала кульминацией бесчеловечности, до которой дошли эти ревностные католики из нищих предместий. Но впоследствии этот эпизод встраивается в нескончаемую цепь взаимных избиений, унижений, ограблений, обманов, предательств себя, возлюбленных, родных и близких. Это заурядно. Это будни. Это их жизнь, их понятия.
В таком контексте обилие тел уже не кажется, как поначалу, выражением гомоэстетики с позиций режиссёра-гея. Мессидж на самом деле не эстетический, а социальный: избыточность, перепроизводство человеческого "мяса". Эти молодые красавцы - лишние люди, они не востребованы обществом. Для них нет работы, кроме самой примитивной, грязной и тяжёлой. Но даже если работа есть, эти истеричные мачо, готовые в любую секунду взорваться насилием, не могут прокормить честным трудом ни себя, ни свои безразмерные семьи, в которых обильно воспроизводятся новые поколения нищих и злых.
Женские образы Пазолини представляет фронтально-идеологически, они функционируют почти без всякой эстетической упаковки. У героинь три социальных роли: проститутка - многодетная мать - рабочая скотина. Внешне женщины в фильме чудовищны. Включая тех, о которых другие персонажи говорят: "Она красавица". Якобы-красавица Стелла (актриса Франка Пасут), невинная овечка, которую Аккатоне пытается отформатировать для панели в замену посаженной в узилище Магдалены, на самом деле лохматая пергидрольная блондинка с непонятным, вечно полузакрытым волосами лицом, которое ну никак не вписывается в ряд итальянских кинокрасавиц, таких как Софи Лорен, Анна Маньяни, Джина Лоллобриджида или Моника Витти. Исполнительница роли Стеллы хоть и отметилась у Феллини в La Dolce Vita, но в справочнике её участие откомментировано так: "Girl Covered with Feathers, в титрах не указана". Жена и сестра Аккатоне - добродетельные родильные машины, они ходят, выпятив вперёд живот, обвешанные детьми, их мужья тусуются на улице, "прожигая" жизнь в бессмысленных бедняцких забавах, дома голод и безотцовщина, дети ковыряются в пыли, Аккатоне, которому жена не позволяет приближаться к детям, обманом подманивает своего сына, чтобы снять у него с шеи цепочку с крестиком и продать её. На вырученные деньги он экипирует для выхода на панель свою Стеллу, но та оказывается непригодной для древнейшей профессии. Оголодавший мачо решается на последнюю меру: он идёт работать. Мелкая продовольственная кража ставит точку в жизненном пути красавчика из предместья - за ним гонится полиция, он хватает чужой мотоцикл и разбивается насмерть на ближайшем повороте. Finita la commedia.
Accatone полемичен в отношении итальянского неореализма, уже сошедшего на нет к началу 60-х гг. У классиков неореализма «маленькие люди» показаны с подчёркнутой симпатией, а их проблемы — с состраданием. У Пазолини Аккатоне и его окружение - циничные и жестокие мерзавцы, иногда подверженные приступам сентиментальности и самобичевания. Они ведут призрачное существование, по ту сторону добра и зла, ибо в силу обстоятельств не могут нести ответственность за попрание человека в себе и в близких. Они так жёстко детерминированы обстоятельствами, что не могут быть никем другим, только тем, что они есть de facto.
Tags: 1961, Пазолини
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Community